2. Зачем вы идёте в институт?
Я не был в других странах, поэтому мне сложно говорить, существуют ли там подобные проблемы.
Но именно в России высшее образование достигло достаточно противоречивого состояния на момент 2007-2009 годов.
Во-первых, когда нас один из преподавателей на первой своей лекции спросил у моего потока, зачем мы, собственно, поступили на эту специальность.
Ответы были достаточно прозрачные и предсказуемые. «Чтобы получить хорошую работу, построить карьеру», «Получить знания» и так далее.
Затем он раскритиковал нас и сказал, что на одном-единственном предприятии города применяются те вещи, которые мы будем делать в нашем будущем дипломном проекте.
Не буду ни критиковать, ни поддерживать его точку зрения. Но одно я запомнил очень хорошо. Он говорит, что когда работает с заочниками, то с ними работать намного интереснее.
Всё дело в том, что заочники, в отличие от студентов очного отделения, уже где-то поработали и продолжают работать, у них уже есть представление о своей карьере, и они уже идут заниматься более осмысленно и целенаправленно, чем вчерашние школьники.
И с этим я действительно готов согласиться. Я перешёл на пятый курс, имею более 4 лет стажа работы в разных сферах, и начинаю понимать, что выбрал немного не ту специальность. Очень близкую для себя, но не ту. Хотя, каким-то образом, я умудрился попасть именно на самую сложную специальность экономического факультета, что само по себе, более полезно, чем когда ставят все предметы на халяву.
Как вы понимаете, на пятом курсе разница в программах между разными специальностями огромна, и большого смысла переходить на иную специальность нет. Проще самостоятельно изучать интересуемые направления. Благо, есть книги, есть Интернет. Самообразование, на самом деле, рулит.
Возможно моя проблема с профориентацией связана со сроком обучения. 5 лет - это многовато. Учитывая, что сейчас в школах сделал, 11 лет обучения.
Если четыре или два года назад я был полностью уверен в выборе своей специальности, то год назад я начал сомневаться. Но вот сейчас уже понял, что «не моё».
Выкинув ряд весьма сомнительных предметов, с сомнительными преподавателями, обучение вполне можно было бы ужать до 3-4 лет. Да, это уже на университет или академию наверняка уже не тянет. Но! Это уже был бы по-настоящему добротный колледж.
И как же определить то, что нужно выкинуть из программы, а что оставить?
В нашей стране высшее образование стало постфактум всеобщим и повсеместным. В результате очень много низкоквалифицированных экономистов и юристов. А потом эти экономисты и юристы не могут найти нормальную работу. Проблема в том, что многие из них на самом деле плохие юристы и экономисты. Не поработав на практике, невозможно стать классным специалистом. Да и столько экономистов и юристов нашей стране, наверное - много будет.
Видя то, как проходит учебный процесс, я могу точно сказать, что такие и в таком количестве экономисты стране не нужны. А пять лет обучать их чему попало - это слишком большая роскошь.