2 смертных греха: жадность до денег и расточительность
Если бы меня спросили, какие самые явные проблемы есть у российских предпринимателей, я бы выделил две харатерные особенности, которые прослеживаются 2 ярчайшие проблемы у российских предпринимателей и бизнесменов. И обе эти проблемы как две стороны одной медали связаны с деньгами. Две крайности, каждая из которых по-своему очень плохо и токсично воздействует как на самые небольшие бизнесы, так и на дела среднего и крупного бизнеса.
ЖАДНОСТЬ ДО ДЕНЕГ
Многие начинающие предприниматели декларируют в социальных сетях довольно странные цели. К примеру, заработать 40 миллионов рублей за три года. Возникает вопрос, что это за цель, почему именно 40 миллионов рублей, а не 30 или 50 и что начинающий бизнесмен будет с этими деньгами делать?
Известный российский предприниматель Дмитрий Потапенко часто сравнивает деньги с шариковой ручкой и считает, что задача бизнесмена - найти потребность клиента и максимально качественно решить ее. Суть предпринимательства вовсе не в зарабатывании денег, а в создании нового продукта.
Сложно себе представить, что создатели мультфильма «Маша и Медведи» думали в первую очередь о материальных ценностях, когда рисовали мультфильм. Посмотрите и убедитесь сами - подробное описание мультика явно дает понять, что для авторов проекта в первую очередь были важны другие ценности - создание чего-то нового, полезного и интересного для детей, профессиональная творческая самореализация. А деньги оказались естественным следствием их устремлений, а не самоцелью.
Как говорит Николай Козлов, еда - это не только каллории. Иначе мы бы могли бы наесться стаканом водки в день или одним только растительным маслом. Также и бизнес - это далеко не только история про деньги.
Жажда быстрого заработка приводит к тому, что многие стремятся заработать исключительно на перепродаже чужих товаров, добавив только свою наценку. Зачастую, такой бизнес может быть прибыльным для владельцев. Но по-настоящему круто - это создавать новый продукт с помощью своих сил и интеллекта.
В России принято делать большие наценки. К примеру, в кофейнях принято продавать кофе чуть ли не от 100 рублей за один стакан Лате. Разумеется, что на цену влияет также дороговизна аренды, кредитов, административные расходы и так далее. Но в итоге оглянись вокруг и ты видишь, что везде очень много посредственных товаров по завышенной цене. Например, в моем среднем по численности городе (500 тысяч человек) нет ни одной мини-кофейни, в которой бы предлагали по-настоящему вкусный кофе хотя бы за 49 рублей. Все это следствие стремлении малого бизнеса как можно больше заработать.
Сликшом высокая наценка - это следствие слабой конкуренции и недоразвитости рынка. Но есть еще один типичный грех бизнеса, который работает еще хуже, чем жадность владельцев.
РАСТРАТЫ ДЕНЕГ И НЕЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Еще хуже, когда деньги бизнеса пускаются на ветер. Финансы - это кровь любого бизнеса и экономики. И при небрежном и расточительном отношении к деньгам дело неизбежно умрет. Результат будет очень плохим - хороший бизнес, который приносил немало пользы людям может прекратить свою работу просто потому, что собственник предпочел потратить все деньги на какую-то роскошь, которая не имеет никакого отношения к делу. В итоге, когда начинаются сложные времена, финансовых резервов нет, поддерживать дело невозможно без резервов. И все катится вниз.
Чаще всего, бездарно расходуются чужие деньги. Например государственные гранды или же деньги, которые достались сликшом легко. Растратами грешат наемные менеджеры, за которыми собственники упустили контроль. Истории про золотые унитазы в госструктурах в настоящее время стали чуть ли не ленендарными.
Чрезмерные траты в некоторых случаях приводят к полному закрытию бизнеса. В других случаях это приводит к необоснованному росту стоимости конечной услуги, за которую платит потребитель.
Мы знаем, что основатель и собственник IKEA так помешан на экономии, что ездит чуть ли не на машине 20 летней давности, хотя может себе позволить купить дорогой и современный автомобиль. Тем самым он подает пример своим подчиненным и Икея в целом в мире стала занимать очень серьезные позиции. И это следствие - бережливости во всем. Экономия приводит к тому, что конечная стоимость продукции для покупателя оказывается заметно ниже при том же самом качестве. И потребитель голосует рублем (евро, долларом или чем там еще они расплачиваются?).