5 нестандартных способа решать бизнес-проблемы
Жизнь полна интересных событий. Иногда в их череде возникают ситуации, которые требуют нестандартных решений. На самом деле, наша голова полна мыслей по поводу большинства проблем. Эффективно их организуя, мы способны систематически создавать их сочетания, ведущие к рождению множества вариантов решения. Эксперт по креативности Майкл Микалко в своей новой книге «Взлом креатива» (издательство МИФ), проанализировал стратегии мышления великих креативщиков и рассказал, как можно использовать их секреты, чтобы создавать новые идеи и находить решения любых проблем как в жизни, так и в бизнесе.
Продуктивное и репродуктивное мышление
Большинство людей со средним интеллектом, получая некие данные или проблему, легко находят ожидаемое решение. Например, на вопрос «Сколько будет половина от 13?» основная масса немедленно даст ответ, что это будет 6,5. Возможно, вы тоже решили задачу за секунду и снова обратились к этой статье.
Обычно наш стиль мышления репродуктивен: в случае возникновения проблемлы, мы обращаемся в свой прошлый опыт и подходим к ситуации на основе того, что узнали ранее. Мы спрашиваем себя: «Чему я научился в жизни, на работе, в процессе образования, чтобы решить эту проблему?» После этого аналитически выбираем самый многообещающий подход и начинаем достигать цели строго определенным образом, отметая все остальные методы. Осмысленность шагов, базирующихся на предыдущем опыте, кажется очевидной.
Но гениальные люди мыслят по-другому — продуктивно. При встрече с проблемой они не берут готовое решение из прошлого, а находят разнообразные новые способы ее решения: смотрят на нее под другими углами, переформулируют ее, используют нестандартные сочетания вещей и понятий. В результате у нетрадиционно мыслящих людей появляется много вариантов ответа, и некоторые оказываются уникальными.
В ответ на вопрос выше гений сказал бы, что есть несколько способов выразить «идею тринадцати» и несколько вариантов что-то уполовинить. Рассмотрите примеры.
- 6,5
- Трина и дцать = 5 (по 5 букв с каждой стороны)
- 13 = 1, 3 (один и три)
- XI | II = 11, 2 (одиннадцать и два)
- XIII = 8, 8 (две восьмерки, горизонтальное деление пополам дает 8 сверху и 8 снизу)
Продуктивно мыслящий человек генерирует множество альтернативных подходов, учитывая и наиболее, и наименее очевидные варианты. Важна готовность исследовать все подходы, даже если уже найден какой-то один, многообещающий. И вот каким образом вы можете это делать.
1. Переформулируйте проблему
Чем чаще удастся ставить вопрос иным образом, тем больше шансов на то, что понимание проблемы изменится и обретет глубину. Когда Эйнштейн решал какую-либо задачу, он считал нужным переформулировать ее максимальным числом способов. Однажды на вопрос, что бы он сделал, если бы узнал об огромной комете, которая через час врежется в Землю и полностью разрушит ее, Эйнштейн ответил, что потратил бы 55 минут на формулировку задачи и пять минут — на решение.
Прежде чем приступить к мозговому штурму задачи, переформулируйте ее по меньшей мере пятью или десятью способами, чтобы исследовать с разных углов зрения: разбейте на части, увеличьте уровень абстрактности, замените слова на синонимы или антонимы, представляйте себя в разных ролях и т.д.
2. Поменяйте слова
Психологи утверждают, что у каждого слова, произносимого человеком, есть отклик в сознании, что формирует значение этого концепта для конкретного человека. Поменяв слова в условии задачи, мы запускаем скрытый процесс в сознании, провоцируя новые мысли или идеи. Тщательно изучите условие своей задачи, определите ключевые слова и измените их пять-десять раз, чтобы посмотреть, что получится. Поменяйте в вопросе «Каким образом я могу увеличить продажи?» слово «увеличить»: привлечь, развить, расширить, удвоить, приумножить, вдохновить, мотивировать. И посмотрите, как на новые вопросы будет реагировать ваш мозг. Вполне вероятно, что нужное слово послужит хорошим спусковым крючком для генерирования необычных идей.
Несколько лет назад Toyota попросила сотрудников придумать, как они могут стать более продуктивными. Предложений поступило мало. Тогда руководство задало другой вопрос: «Как сделать вашу работу проще?» И тут идеи посыпались как из рога изобилия. Даже незначительные изменения могут привести к непредсказуемым, стихийным результатам.
3. Принятие другой роли
Сёрен Кьеркегор, датский философ XIX века, называл это «методом ротации». В пример он приводил зерновые культуры: нельзя постоянно выращивать зерно на одном и том же поле; рано или поздно, чтобы обновить почву, ее нужно засеять травой на сено. Точно так же полезно примерить на себя иную роль, чтобы появился другой взгляд на вещи.
Попробуйте сыграть другую роль, чтобы открыть для себя иной угол зрения на проблему. Сначала зафиксируйте формулировку задачи с вашей точки зрения. Затем запишите ее в одном из нескольких вариантов: Как записал бы ее лидер вашей отрасли, космонавт, пундеркинд, предприниматель, страховой агент, спортсмен, психолог? Записывая формулировки, поразмышляйте, как к проблеме подошел бы каждый персонаж. Что бы стал делать? В чем различия? Сходства?
4. Представьте, что проблема — это вы
Краеугольным камнем стратегии Фрейда было то, что он давал пациентам тему и предлагал изменить ее значение, поместив в иную ситуацию или контекст. После того как пациент это проделывал, Фрейд мог повлиять на способ его мышления. Если вы поместите содержание проблемы в другой контекст, измените свой взгляд на нее. Один из способов сделать это — мысленно идентифицировать себя с проблемой или какой-то ее частью. Эйнштейн представлял себя верхом на световом луче, летящем в космосе, и это привело его к созданию теории относительности. Став частью проблемы, вы можете сгенерировать новые и оригинальные мысли.
Отождествите себя с объектом или процессом и взгляните на проблему с точки зрения этого объекта или процесса. Соедините себя с проблемой, задавая следующие вопросы:
• Что бы я ощущал, если бы был...?
• Что объект сказал бы мне, если бы был мною?
• Что бы я ощущал, если бы был идеей, над которой сейчас работаю?
• Какие рекомендации эта идея могла бы дать?
5. Случайные сочетания
Гений, подобно ребенку-вундеркинду с кирпичиками Lego, постоянно сочетает разными способами идеи, образы и другие многочисленные мысли. Соедините кислород и водород в нужных пропорциях — и вы получите нечто, совсем не похожее на эти газы. Исходя из свойств кислорода и водорода, нельзя предсказать, что лед будет плавать в воде, горячий душ поможет отлично расслабиться, а холодные напитки будут приятно освежающими. Простые концепции подобны этим простым газам: они имеют известные и очевидные свойства. При их соединении могут случиться совершенно волшебные изменения, но это не волшебство, а просто творческий аспект обычной работы мозга.
Выберите 20 случайных объектов. Они могут быть откуда угодно: из дома, с работы, с улицы. Представьте, что вы в музее науки и технологии, гуляете по Смитсоновскому институту или магазину электроники и составляете список из 20 объектов, которые там увидели. Список должен быть разбит на две колонки по десять объектов (см. следующий пример). Возьмите объект слева и сочетайте его с объектом справа. Когда обнаружится интересная многообещающая пара, обработайте ее, чтобы получилось решение вашей проблемы.
По материалам книги МИФа «Взлом креатива».