Своё дело


8 деловых навыков успешного фрилансера

Фото с сайта freelanceblog.ru
Фото с сайта freelanceblog.ru

Сколько раз, натыкаясь на переводные советы именитых западных фрилансеров, вы говорили себе: “…а, это у них, там! Вот попробовали бы они поработать у меня, здесь, в…” Далее можно подставить любой российский город: Пензу, Воронеж, Новосибирск, да, хоть бы, Колыму – реалии российского фриланса не совпадают с жизнью его западных коллег. Именно по этой причине я отказалась от идеи просто перевести статью любимого мной автора, гуру американского фриланс-копирайта, Алены Тапия (Allena Tapia http://freelancewrite.about.com/bio/Allena-Tapia-31339.htm), но выбрать лишь выдержки из нее с собственными мыслями по поводу. Как человек проработавший бог знает сколько лет на вольных хлебах в России, а затем перешедший на плодородные нивы Америки, я могу предложить собственный взгляд на мировой опыт писательства и адаптировать чуждые нашей аудитории рекомендации в близкие и полезные советы. Кстати, они подходят фрилансерам практически всех специализаций, а не только пишущей братии. И так:

8 деловых навыков успешного фрилансера.

1. Финансовая хватка.


“Писатель должен знать цену деньгам и себе. Это умение включает в себя работу с налогами, умение проводить агрессивную, но реалистичную ценовую политику, умение жестко отстаивать свои интересы. Одним словом – необходимо четко знать себе цену и требовать ее.”

Золотые слова – знать себе цену! Одна из типичных слабостей русского характера, это именно стеснительность, неуверенность в себе: разве я могу попросить “столько”? Это не мое, я не достоин, пойду ка я еще попишу за отзывы пару месяцев. Работа на Западе научила меня верить в свои силы. Не переоценивать, а именно верить. Здраво и расчетливо сравнивать свою работу с другими, оценивать свои недостатки и преимущества, и, главное, переводить полученные данные в деньги.



2. Избирательность.


“Продолжая пункт первый, писатель должен быть разборчивым. Не хвататься за каждое предложение. Не брать работу, которая выпьет из него всю кровь, не оставив достаточно времени для личностного и профессионального роста, маркетинга и исследований.”

Работая за пишущей машинкой круглые сутки, набивая десятки тысяч знаков текста за 10-20 рублей 1000 знаков, профессионал вырабатывает себя, превращаясь в поденщика. Это не способ заработать больше – это способ убить мысль и талант в собственном творчестве. А корни стремления набрать больше работы за копейки все в той же неуверенности в себе. Не бойтесь выбирать. Не бойтесь говорить “нет” заказчику, который стремится из одной овчинки сшить семь шапок. Лучше потратьте освободившееся время на исследование рынка в поиске новых возможностей промоутировать себя, самообразование, расширение портфолио – ценить в себе ценного специалиста, это первый шаг на пути к высоким заработкам.



3. Последовательность.


“Что я имею ввиду – это умение работать по расписанию. Я видела много фрилансеров, которые ставят часы работы в зависимость от нужды в деньгах. Они пашут в поте лица, когда нужно оплачивать счета, и расслабляются, как только ощущают в кармане звонкую монету. Но профессиональный бизнес так не работает. Любая кантора имеет строгие рабочие часы, почему это не должно касаться вас?”

Одно из иллюзорных преимуществ фриланса, на которое падки многие начинающие авторы, это именно видимость свободы: хочу - работаю, не хочу – пойду пиво пить. Типичный российский подход. Здесь возможна масса аргументов: я сова, мне лучше работается ночью, вдохновению не прикажешь, днем мне надо идти в ЖЕК за сантехником и т.д. Выгодное отличие западного профи от нашего состоит именно в том, что он работает стабильно. Соблюдение рутинного графика работы помогает поддерживать концентрацию, организовывает, позволяет добиваться гарантированно высокого результата вне зависимости от посещений фривольной музы. Поверьте, заказчики, которые будут с вами работать, оценят ваши оперативность реакций на их и-мейлы и высоко скоростные дедлайны.



4. Профессиональный имидж.


“Фриланс копирайтеры, которые хотят быть восприняты серьезно, создают бренд, что позволяет их клиентам чувствовать уверенность в их профессионализме и производит благоприятное впечатление.”

Это шаткий пункт. В западном обществе встречают только по одежке, в нашем еще и читают портфолио. В любом случае автору не помешает привлекательный и позитивный логотип или аватар для обозначения себя на профессиональных сайтах. Продуманный и удобный сайт-визитка, дающий клиентам полное и развернутое представление о ваших возможностях, ни сколько не умалит ни вашего таланта, ни глубины ваших мыслей. Тем более, что сейчас есть масса возможностей создавать свои странички на бесплатных ресурсах, так что финансовые затруднения не оправдание.



5. Прибыль может быть выражена не только в деньгах.


“Берясь за исполнение заказа, учитывайте не только прямую денежную компенсацию за работу, но и такую не материальную выгоду, как рекомендации, потенциальные связи, на которые вас может вывести данный заказчик.”

Настоящий профессионал оценивает своих клиентов с той же тщательностью, как и они его, потому что более дешевый заказ может принести большую выгоду, чем более дорогой. Одно дело, написать рекламный текст для Coka-Cola, и другое для “Тютькин-Мутькин Ко”. Даже если господин Тютькин вам щедро заплатит, тот эффект, который будет производить в вашем портфолио имя крупной фирмы невозможно переоценить. Всегда рассматривайте заказы с точки зрения всех возможных перспектив выгодности и только потом подписывайтесь на работу.



6. Быть в теме.


“Успешные фрилансеры следят за конъюнктурой на рынке своего труда. Они посещают тематические сайты, блоги своих колег, семинары, конференции и тренинги. Это помогает во многих аспектах бизнеса: тенденции в расценках на услуги, репутация заказчиков (особенно злостных неплательщиков), актуальные темы и способы продвижения собственной карьеры”

Да, ни каждый фрилансер живет в Москве, и я не уверена проводятся ли семинары фриланс-писателей в Джезказгане, но в наш век интернета быть в курсе фриланс-жизни совсем не трудно. Это, думаю, для всех очевидно. Как раз наоборот: нашей национальной особенностью я бы посчитала неуемное стремление общаться, когда фрилансеры просиживают часами во флудилках блогов, а заказы их клиентов тем временем простаивают. Так что тут, как говориться, все хорошо в меру.



7. Жесткость.


“Успешные фрилансеры могут быть жесткими. Они должны быть сами себе и судами, и следственными органами и знать, когда принять меры к неплательщикам. Им необходимо следить за фактами плагиата и преследовать их, потому что это деньги напрямую из их кармана. Они понимают, что их клиенты, это только клиенты, это не друзья, и не соглашаются на халявные “добавки” к заказу. Они борются за клиента со всем упорством, в том числе и со своими коллегами, знакомыми фрилансерами.”

Знакомая ситуация: “Ну, мы же с тобой уже такие приятели… а вот набросай-ка мне еще такой слоганчик, так, из хорошего отношения”. Хорошее отношение не означает бесплатной работы. Бесплатная работа, на которой заработает ваш клиент – это ваше рабство. Опять же, здесь выступает боязнь потерять клиента, тем более страшная, когда он уже постоянный, зарекомендовавший себя, как исправно оплачивающий заказы. Рабство развращает, причем обе стороны. Сегодня вы написали ему лишнюю статью, а завтра, раздраженный его упреком, сами заявите “Да что я буду сидеть исправлять это, ты и так должен взять, из хорошего отношения”. Ситуаций, когда нужно помнить, что мы, фрилансеры, не просто балуемся пописывая статейки, а производим ценный и качественный продукт, будет встречаться каждому в изобилии. Умение уважать свой труд и отстаивать свою позицию одно из важнейших на пути к успеху.



8. Организованность.


“Профиссиональные писатели знают, что организованность помогает с претворением в жизнь всего, перечисленного выше.”

Трудно не согласится и не вспомнить наши любимые, российские безалаберность, стихийность, авось и прочие прелести широкой русской души. Удаль хороша на отдыхе, в труде же не нужны ночные подвиги за клавиатурой, здесь необходимы высокая эффективность, налаженность процессов, четкое выполнение поставленных задач, дисциплина. За спиной фрилансера не стоит начальник с палкой, ответственность за собственное дело лежит на нем самом, а значит и мотивация к оптимизации творческих и деловых механизмов должна быть внутренней, исходить из вашего личного стремления к совершенствованию, и, как следствие, высокому материальному уровню жизни. Не забывайте, что не организованность – признак не профессинализма.



Статью подготовила Ефремова Анжела специально для сайта garagebiz.ru




18.06.11, 00:24
comments powered by Disqus
Хостинг компания Timeweb Хостинг от 69 рублей в AdminVPS
Как наполнить сайт хорошими статьями? - экономим деньги, время и нервы
Видеомаркетинг и фото - делаем киноматографическую картинку своими руками





Хватит растрачивать возможности! Тайм-менеджмент :-)

Всё бесит? Всё о продуктивности!




25 качеств успешных людей!

Даже если начальник угрожает! Стоит ли работать в выходные дни?

Кредитная карта Сбербанка

Книга про микробизнес от создателей garagebiz.ru