Бюрократия при открытии и ведении бизнеса: мифы и реальность
На момент написания этой статьи я являюсь индивидуальным предпринимателем пятый год подряд. ИП я регистрировал самостоятельно без посторонней помощи, также у меня был период, когда я брал на работу сотрудника, пробовал сдавать отчетность самостоятельно и через бухгалтерскую фирму, попадал на штрафы и вступал в конфликты с внебюджетными фондами (ФСС, ПФР). Также было и такое, что меня вызывали для прохождения камеральных проверок. Также посчастливилось как-то судиться с Фондом Социального Страхования. И сейчас мы поговорим про то, насколько сильна бюрократия в малом бизнесе.
НАСКОЛЬКО ВСЕ ЗАБЮРОКРАТИЗИРОВАНО
На самом деле о бюрократии при ведение предпринимательской деятельности ходит больше мифов. На самом деле бумажной волокиты не так уж и много. Особенно если подобрать оптимальную систему налогообложения. Скажем спецрежимы вроде упрощенной системы налогообложения (УСН) и единого налога на вмененный доход можно считать чуть ли не подарком судьбы. Но есть кое-какие сложности, о которых нужно знать.
ИЗМЕНЕНИЯ ФОРМ ОТЧЕТНОСТИ
Российское законодательство меняется очень активно. Это касается в том числе и предпринимателей. Из-за этого постоянно появляются новые формы отчетности и за ними бывает сложно уследить. Бухгалтера в более-менее крупных фирмах без дела обычно не сидят из-за очень динамичных изменений. Но свежие изменения в законодательстве всегда можно посмотреть на тематических сайах. Там же можно найти новые формы бланков, если есть желание сэкономить на бухгалтерских услугах.
РЕГИСТРАЦИЯ ИП
За помощь в регистрации ИП просят от нескольких тысяч рублей. Но на самом деле в интернете есть немало сайтов и сервисов типа «Моего дела», которые помогают собрать нужный пакет документов абсолютно бесплатно. На первый взгляд, регистрация ИП или фирмы может показаться немного утомительным и сложным занятием. Но на самом деле там нет ничего сложного. Собрать нужный комплект документов можно сидя дома через интернет распечатав бланки форм заявлений. Единственное нужно будет дойти потом до банка оплатить госпопошлину и с квитанцией и пакетом документов съездить в налоговую в рабочее время. При желании, собрать и подать документы на открытие ИП можно за один-два часа.
ИП БЕЗ СОТРУДНИКОВ
ИП без сотрудников сдает мало отчетности. Особенно, если это «упрощенка». При таком раскладе ИП сдает один раз в год налоговую декларацию и все. Другие системы налогообложения могут потребовать подачи отчетности раз в квартал. Но это тоже не сликшом обременительно. Лично я просто раз в год захожу в бухгалтерскую фирму и мне за 200-300 рублей делают отчет и отправляют ее в налоговую в электронном формате.
ИП С СОТРУДНИКАМИ / ООО
Когда я нанял сотрудника, то количество отчетов существенным образом выросло. Теперь нужно было подавать отчетность в Фонд Социального Страхования 4 раза в год и еще 4 отчета в Пенсионный Фонд. Также нужно было сдавать среднесписочную численность и отчет по НДФЛ в налоговую. Плюс налоговая декларация по основному налогу. Насколько я знаю, на сегодня появилась также ежемесячная отчетность в ПФР и еще появились новые отчеты в налоговую раз в квратал. То есть раньше речь шла примерно об одном отчете в месяц или чуть больше. Теперь это примерно в среднем 2 отчета в месяц (зависит от месяца). У каждого отчета есть свой срок и не подав отчет можно попасть на санкции.
ВАЖНОСТЬ ОТЧЕТНОСТИ И СОБЛЮДЕНИЯ СРОКОВ
Если вы вдруг наняв сотрудника не успеете встать на учет как работодатель в течение 10 дней в ФСС - можно ждать серьезные штрафы. Таким образом я попал на штраф в размере 25 тысяч рублей. Причем, это далеко не самые максимальные штрафы. И потом это пришлось оспаривать через суд. Аналогичные штрафы предусмотрены и в случае если не встать на учет в ПФР в качестве работодателя в течение 30 дней. У каждого отчета есть также свой срок. Нарушив его хотя бы на день - от штрафов будет не отвертеться. Деньги спишут с расчетного счета или вообще его заморозят (если там денег не будет).
КАМЕРАЛЬНЫЕ ПРОВЕРКИ И АРБИТРАЖНЫЙ СУД
В случае если вас вызовут на проверку, то нужно будет очень вдумчиво смотреть на то, что вам предлагают подписывать. Зачастую налоговые органы могут попытаться подсунуть вам бумагу, в которой будут не вполне точные или искажающие действительность данные. К примеру, если бы на камеральной проверке от ФСС я бы не подписывал кое-какие-документы, то мог бы частично избежать штрафов (ведение деятельности без регистрации - штраф 20 тысяч рублей нужно еще суметь доказать) и в конце концов сэкономил бы немалое количество времени и денег. Судебный процесс будет намного проще выиграть, если вы ответственно отнесетесь ко всему, что вы подписываете.
В СУХОМ ОСТАТКЕ
Пара-тройка отчетов в месяц - это не такое уж и большое обременение. Можно очень здорово сэкономить, если научиться сдавать эти отчеты самому без бухгалтерской фирмы. Если же вы ИП без сотрудников на УСН, то процесс и вовсе сводится к 1 отчету раз в год. Очень важно относиться к отчетам и документам очень внимательно. Например, если упустить этот единственный отчет в год, то пенсионный фонд может начислить огромные санкции (больше 100 тысяч рублей), т.к. по умолчанию посчитает тебе страховые взносы по максималке. Не говоря уже о штрафах.Квитанции об уплате налогов и страховых взносов терять тложе нельзя, т.к. иногда возникают ошибки и приходится доказывать что ты действительно это платил. В любом случае, бюрократическую нагрузку на малый бизнес в России нельзя считать серьезной.