Бюрократия трудового законодательства
Работать по-белому — естественное желание любого человека. Никто не хочет проблем с законом. Однако, если вы хотите кого-то нанять по трудовому договору, вы столкнетесь множеством странных вещей.
Первое — вам придётся очень много возиться с бумагами. Если у вас есть отдел кадров или хотя бы бухгалтер, то о бумагах можно не думать, а что будет если вы предприниматель без образования юридического лица и сами ведете все дела?
Составить и подписать трудовой договор не так уж и сложно. В принципе, не трудно получить сканы паспорта, инн, страхового свидетельства, а также сделать расчётную ведомость и личную карточку сотрудника. Всё это, на самом деле нетрудно. Но — тяготит.
Съездить и зарегистрировать сотрудника в пенсионный фонд и фонд социального страхования — тоже не трудно. Однако, вам нужно внимательно составить перечень бумаг, которые они требуют, а также потратить довольно существенное время на поездки туда и сюда. А если у вас будет расчётный счёт, то вы будете обязаны уведомить о нём налоговую, ПФР и ФСС.
Если не успеете вовремя зарегистрироваться в ФСС как работодатель в течение 10 дней — вы автоматически влетаете на штраф в размере 25 тысяч рублей. Оспорить это решение можно будет в суде. А до того, как подать в суд, вам придётся неоднократно ездить и привозить им запрашиваемые документы во время камеральных проверок. Эти потери времени подобны катастрофе. Если, к примеру, вы один ИП и у вас 1 сотрудник, то получается так, что вы вместо того, чтобы работать ездить туда-сюда с бумажками.
Оспорить в суде штраф несложно, но это тоже требует немало времени и усилий со сбором документов, заверением ксерокопий, а также с поиском и взаимодействием с юристом. Опять-таки, юрист требует денег. А если вы наймете штатного или внештатного бухгалтера или кадровика — то он тоже требует денег.
Прием сотрудника приводит к тому, что вам нужно будет сдавать раз в год налоговую декларацию по НДФЛ за сотрудника, а также платить 12 раз в год платежи в налоговую — 13 процентов с оклада.
Далее с вас потребуется 4 отчёта в ФСС в год, а также 4 отчёта в ПФР в год. Причём по времени они не будут совпадать! Также вам надо будет совершать по 12 платежей в ПФР и ФСС в год.
Вообще говоря, ничего сложного нет в этих отчётах и платежах. Но при попытке сдать отчёт в ФСС я проторчал там в очереди 3 часа, а потом меня развернули назад, т.к. в отчёте были ошибки. Второй день пришлось проторчать в очереди ещё не меньше трёх часов. Через квартал я просто решил нанять специально обученных людей, чтобы отчёты делали за меня. Но теперь я терял не время, а деньги.
Найм сотрудника требует ещё и постоянного взаимодействия с ним, что также можно считать издержками времени. Короче говоря, сотрудник для предпринимателя обходится намного дороже, чем то, что он видит в платежной ведомости и получает на руки. И дело даже не в аренде офиса и обеспечении рабочего места. И дело даже не в налогах, а в странной организации трудового законодательства. Учитывайте также отпуск, который вы будете оплачивать, а также многие непредвиденные расходы на бухгалтеров и юристов, как я писал выше.
Я сторонник работы по-белому. Но прежде чем принимать кого-то на работу по трудовому договору, нужно проконсультироваться с юристом. Есть и другие формы трудовых отношений. Например — оформление гражданско-правового договора. А фрилансеры на freelance.ru и вовсе работают без договоров (де-факто).
Ещё одна издержка, о которой я понятия не имел раньше — это вычеты вашего налога (ЕНВД или УСН) из уплаченных страховых взносов. Если у вас появляется сотрудник, то ваша льгота 100-процентного вычета уплаченных взносов из уплаты налогов автоматически подменяется на 50-процентный вычет. Проще говоря, раньше я платил только фиксированные страховые взносы за себя, а теперь я плачу их за себя, плачу НДФЛ, страховые взносы в ПФР и ФСС за сотрудника и плачу ещё и УСН в размере 50%.
Штрафы с юристом обошлись тоже в круглую сумму. А электронный бухгалтер эльба и ряд частных бухгалтеров изъяли из оборота ещё кое-что.
Не даром говорят, “нанимай медленно”. Говорят, при открытии ООО происходит большое количество бумажной волокиты. Видимо это связано с тем, о чём я писал выше, так как любая фирма подразумевает должность генерального директора, которому также как и наемному сотруднику нужно платить зарплату, регистрировать его в ПФР, ФСС и платить все те же налоги. А вот штрафы для юридического лица на порядок выше.