Что дальше? Или какие пути выбирают фрилансеры
Фото: forbes.ru
Фото: forbes.ru
Что происходит с фрилансерами дальше? Неужели всю жизнь занимаются фрилансом?
Куда они «уходят»? Этот вопрос с разной частотой всплывает как на форумах, так в уме у любого фрилансера.
На деле будущее может оказаться каким угодно.
Ведь сегодня фрилансом не занимается только ленивый. Тем не менее, в общей массе отчетливо прослеживается несколько категорий людей:
Во-первых, это студенты и те, кто совмещает фриланс с основной деятельностью. Благодаря фрилансу эти люди приобретают опыт – в будущей или новой профессии.
Во-вторых, это те, кто оказался здесь вынужденно и при ближайшей возможности, скорее всего, вернется к работе в офис. Бывшие фрилансеры, кстати, котируются на бирже труда: согласно совместному исследованию free-lance.ru и headhunter.ru каждый четвертый работодатель считает опыт фрилансера более ценным.
И наконец, те, кто пришел во фриланс в качестве уже состоявшегося профессионала. Последняя группа любопытней всего. Это, пожалуй, и есть «чистой воды» фрилансеры, выбравшие подобный образ жизни осознанно.
По данным free-lance.ru, средний срок жизни фрилансера на их бирже составляет от трех месяцев до двух лет. Приходящие на биржу новички в первые месяцы имеют немного заказов, это период наработки портфолио, активного изучения правил биржи, время интенсивной перестройки мозгов и работы «на аккаунт». Следующие год-полтора уже аккаунт «работает» на тебя, к тебе начинают идти заказчики. Ты уже начинаешь прогнозировать свой доход на ближайшие месяцы и имеешь возможность выбирать наиболее интересные тебе проекты.
На этом этапе в принципе становится ясно, как ты будешь действовать дальше. Каждый находит свою «нишу».
Грубо говоря, кто-то всю жизнь хорошо рисует иконки и делает это как бог. По данным исследований, подобных среди фрилансеров 9%. Полагаю, именно эти ребята рождают новости о фрилансерах, колесящих по всему миру или арендующих дома и целые острова для совместной работы (коворкинга).
Другой понимает, что работы слишком много и начинает «раскидывать» ее по друзьям-знакомым фрилансерам. Затем уже ищет людей, «подходящих» под нужный проект – то есть, постепенно становится менеджером. А здесь и до собственного агентства рукой подать!
Третий решает, что он хочет зарабатывать тем, чему научился во фрилансе. Пишет книжки, открывает новые фриланс-биржи или учит других. Хороший пример - один из самых известных копирайтеров Дмитрий Кот. Сегодня он со своей командой занимается не только созданием и продажей самых дорогих в рунете текстов, но обучает этому на своих «Бизнес-курсах для копирайтеров и предпринимателей». Чем не источник дохода?
Есть и те, кто просто параллельно с уже налаженной работой во фрилансе с увлечением занимается своим новым бизнесом или хобби в реале.
В общей сложности жаждущих стать предпринимателями среди фрилансеров порядка 40%. И это объяснимо.
Потому что знаете, что приятнее всего? Если ты состоялся в фрилансе - любое дело тебе по плечу. А приобретенного тобой запаса веры в себя и свои возможности хватит на 1000 самых сумасшедших стартапов.
В тексте статьи приводятся данные исследований
Интернет-опрос Высшей школы экономики и free-lance.ru. 2008 год
st.free-lance.ru/users/admin/upload/f_4a4cba30b88c9.pdf
Совместный проект headhunter и free-lance.ru. 2010 год
samara.hh.ru/article.xml?articleId=1192
Автор: Oddy.Say! Специально для garagebiz.ru