Что должен уметь первоклассный менеджер
Так как в России менеджменту практически нигде не обучают, то у многих руководителей нет ясного представления, что они должны уметь на практике, чтобы их можно было бы считать первоклассным менеджером или руководителем (что по сути одно и то же).
БАЗОВЫЕ ЗНАНИЯ
Хороший руководитель должен понимать хотя бы базовые основы - как функционирует бизнес, какие бывают системы налогообложения, организационно-правовые форму, какая бывает отчетность и штрафы при найме наемного сотрудника. Также к базовым знаниям, которые могут понадобиться относится понимание, что такое сертификаты системы менеджмента качества ИСО 9001, ИСО 14001 и зачем они нужны. Также необходимы базовые знания в юриспруденции, экономике, налогообложении и бухгалтерии. Руководитель не должен быть узким специалистом во всех областях, но в целом должен иметь представление о всех сферах деятельности фирмы. Кроме того, менеджмер должен понимать что собой представляет действительно качественный менеджмент и применять эти принципы на практике. Есть четыре базовые функции менеджмента и пятая функция. И руководитель обязан овладеть всеми ими.
ПЛАНИРОВАНИЕ
Деятельность начальника ни в коем случае не должна ограничиваться только текучкой - делами, которые не требуют отлагательств. Все это, безусловно, важно. Но есть также класс задач, которые важны в долгосрочной перспективе.
Это касается не только исполнения задач. Речь идет также о планировании крупных проектов с разбивкой по этапам, планирование бюджетов с детальной расшифровкой какая статья расходов куда уходит. В конечном итоге предприятие или подразделение должно генерировать прибыль в долгосрочной перспективе. Поэтому первоклассный руководитель всегда думает также как и собственник. То есть он озабочен тем, чтобы минимизировать изержки и максимизировать выручку.
В долгосрочных планах должны быть пути отступления, страховочные банковские счета на случай, если дела в бизнесе пойдут хуже. Также должны быть предусмотрены бюджеты развития, а не только поддержания текущей деятельности.
Ярчайший пример бездарного менеджмента - Трансаэро. Говорят, что не смотря на то, что авиапарк у предприятия простаивал, а платежи по валютным кредитам стали неподъемными, совсем недавно предприятие закупило новый аэробус. Что выглядело странно в условиях кризиса.
Первоклассный менеджер должны быть не только оптимистом. Он должен также предвидеть негативные сценарии и у него должно быть в рукаве немало средств, чтобы противостоять любому кризису.
ОРГАНИЗАЦИЯ
У твоих сотрудников и у тебя должно быть все необходимое для начала работы. Офис, промышленные помещения, оборудоване, рекламные бюджеты, необходимый штат. И твоя головная боль - все это дело организовать, наладить деловые процессы, отслеживать продуктивность.
Менеджер должен позаботиться о том, чтобы предприятие функционировало как отлаженый механизм. И ты должен будешь предпринять для этого все необходимые усилия.
МОТИВАЦИЯ
Мало дать сотрудникам оборудование, заработную плату, помещения и объяснить им как делать и что делать. Их нужно периодически подталкивать к более продуктивной работе. Я не говорю, что нужно постоянно бегать по фирме и на всех орать (хотя встречается и такое). Это означает, что ты все-время всех подпихиваешь, направляешь, воодушевляешь, показываешь личным примером как надо и как не надо и так далее по списку. Делай все что хочешь, но чтобы у твоего коллектива ни в коем случае не опускались руки.
КОНТРОЛЬ
Мало дать четкое задание, организовать работу и дать всем стартовый пинок. Нужно периодически следить за тем, как все исполняется. Происходит ли срыв промежуточных сроков. Есть ли ухудшения в качестве? И так далее. Ну вы меня поняли. Есть заблуждение, что если сотрудник накосячил, сорвал сроки, сделал что-то не так, то это его вина. На самом деле ответственность всегда лежит на руководителе. А чтобы своевременно узнать о надвигающейся катастрофе, нужно делать упреждающие удары - контролировать ситуацию.
ПЯТАЯ ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
Разные школы управления выделяют разные функции менеджмента и четыре предыдущих функции - это согласно американской классификации М. Мескона. Но многие также считают, что одна из важных функций менеджмента - это функция координации. Как часто вы встречали ситуацию, когда одно подразделение компании не ведает, что тварит другое подразделение? Все потому, что руководство не следит за координированием усилий. В итоге усилия одного подразделения или сотрудника могут быть обнулены или осложнены другим подразделением или сотрудником. Результатом может быть снижение продуктивности и скандалы. Но у хорошего руководителя такие ситуации не происходят, т.к. он координирует усилия разных специалистов.