Что собой представляет рынок клининговых услуг?
Я заметил, что в учреждениях советского типа (например, старый университет) часто работу по уборке помещений выполняют собственные наемные сотрудники, а современные предприятия предпочитают отдавать такую работу в аутсорсинг специализированным компаниям. Это компании принято называть "клининговыми". В малых городах данный бизнес пока еще не развит, а вот в столичных городах данный вид услуг перерос в настоящий рынок.
Какие ниши есть в рамках клинингового бизнеса и почему данная услуга востребована? Об этом поговорим в это й статье.
ПОЧЕМУ ФИРМЫ ИСПОЛЬЗУЮТ КЛИНИНГ?
Ни для кого не секрет, что государственные учреждения склонны раздувать штат до такой степени, что людей работает очень много, а их суммарная эффективность не сликшом высока по тем или иным причинам. Например, кто-то из сотрудников может быть недозагружен работой, а получает при этом "полную ставку". Неэффективный менеджмент характерен не только для многих крупных государственных учреждений, но и для многих частных фирм.
Наняв однажды сотрудника тебе морально очень сложно его уволить. Против тебя играют трудовой кодекс, а также личная моральная привязанность. В итоге случается так, что человека не увольняют, в то время как эффективно здесь он работать не может. Кроме того, большой штат трубет больше усилий на управление и координацию. Больше менеджеров среднего звена и появление новых уровней управления. Чрезмерно большой штат усложняет также кадровый учет и увеличивает бухгалтерскую отчетность. При этом уволить человека и заменить его другим - это уже целая история. Совсем другое дело - когда ты выносишь часть непрофильных работ в аутсорсинг. Например, доверяешь клининговой фирме мыть полы, убирать двор. Точно также, многие фирмы нанимают частные охранные предприятия для охраны помещения, а не нанимают людей в штат.
Аутсорсинг позволяет без всяких проблем заменить какого-то конкретного сотрудника другим или вовсе сменить подрядчика целиком. Более того, становится все популярнее услуги по аренда разнорабочих на какое-то время. Это может быть дворник или грузчик. В любом случае - это очень удобный способ нанять человека на ограниченный срок и не иметь никаких проблем с трудовыми договорами.
НИШИ В КЛИНИНГОВОМ БИЗНЕСЕ
Клининг происходит от английского clean (пер. англ. - чисто). Соответственно, клининговый бизнес может быть связан со всем, что можно чистить, мыть и убирать: наведение порядка в офисах или жилых домах, мойка фасадов, полное обслуживание целых зданий в плане уборки, вплоть до мытья машин. Все это и есть клининг. И если ты вдруг решишь заняться этим бизнесом, то всегда можно будет подобрать направление, в котором ты разбираешься и которое будет для тебя по душе.
Например, очень популярный бизнес на сегодня - это организация автомойки. Автопарк в стране растет каждый год, и многие автовладельцы любят намывать свои машины как снаружи, так и изнутри. Кроме того, во многих небольших городах до сих пор недостаточно моек самооблуживания, где можно было бы по-быстрому обстрелять машину из автомата без помощи автомойщиков.
Отдельная категория работ - это химчистка мебели, ковров и одежды. Автомобилисты такжы нуждаются в этой услуге.
Мойка фасадов, а также окон - крайне востребованная услуга для частных компаний, у которых обычно фасады выглядят приклекательно только в случае постоянного ухода. Более того, мойка фасадов помогает предупредить многие проблемы при эксплуатации здания. Разумеется, для проведения подобных работ (в том числе и на большой высоте) требуются подходящие специалисты.
Далее всегда востребованы услуги по уборке и уходу за прилегающими территориями. Попросту говоря, услуги дворников.
Есть также особые виды помещений, которые также требуют индивидуального подхода. Скажем, уборка помещений в частных и государственных клиниках и больницах - очень особая ниша, которая во многом отличается от уборки складов. На складах сотрудники могут столкнуться с тяжелыми условиями труда (холод зимой), а также повышенный риск травматизма. А в больнице своя специфика. Тут повышенные требования к чистоте и дизинфекции, но и сам сотрудник работает также в повышенных условиях риска лично для себя.
То же самое можно сказать и о производственных помещениях. Важно соблюдать технику безопасности на подобного рода работах. А вот уборка квартир и частных коттеджей может предъявляет повышенные трубования к порядочности сотрудников и здесь важно, чтобы уборщик выглядел опрятно и не раздражал хозяев.
ПЕРСПЕКТИВЫ РЫНКА
Как видим, даже беглый взгляд на клининговый рынок показывает - тут есть множетсво ниш для работы как в сегменте с конечными клиентами (B2C), так и для работы с корпоративными клиентами (B2B). Для огранизации дела можно выбрать то, что тебе по душе и в чем ты лучше разбираешься. В любом случае на первых этапах стоит сосредоточиться на какой-то одной нише. Скажем, можно начать с уборки государственных учреждений или уходом за растениями во дворе у частных компаний. Нужно подобрать достаточно узкую нишу, чтобы в ней стать лучшим в городе, но ниша должна быть достаточно широкой, чтобы приносить достаточный доход на поддержание твоего предприятия и на развитие.
Интересная особенность cleaning'а в зключается в том, что это фактически бесконечный рынок. Все предприятия города требуют постоянного ухода за зданиями и близлежащими территориями. Даже частные клиенты, будь чуть побогаче захотели бы массово нанимать горничных, чтобы за них кто-нибудь мыл посуду и убирался. Как правило, когда люди выходят на определенный уровень дохода, они с удовольствием нанимают уборщицу в коттедж. Так что, заполучив определенный пул довольных клиентов, ты сумеешь обеспечить финансовую стабильность своего бизнеса и постепенно расширять дело. Другой вопрос, что сейчас кризис и потенциальные клиенты менее охотно расстаются с деньгами. Но при разумных ценах и хорошем качестве услуг - убеждать их долго не придется.