Что такое знание: определение и роль в экономике
Коллеги, занимаюсь разработкой диссертации. Поделюсь своими размышлениями на тему, что такое знания и какую роль они занимают в бизнесе. Наконец-то у меня выстраивается картина объекта и предмета исследования. Ведь прежде чем исследовать, как управлять некой сущностью, нужно определиться, что мы считаем этой сущностью.
Знания – это совокупность интеллектуальных характеристик персонала, а также сведения и информация, которой располагает организация. Знания могут находиться как на электронных и физических носителях (бумажные документы), так и в умах людей. Долго-долго маясь с поиском определения понятию знание я пришёл к выводу, что всё-таки это многослойное понятие, которые разные авторы толкуют по-разному. И всё же нельзя говорить о знаниях как о простой памяти. Знания – это ещё и навыки, опыт, умения, образование, идеи. Всё это знания. Знание как решать сложные проблемы можно назвать интеллектом. Строго говоря, интеллект и знания – не одно и то же, но это взаимодополняющие понятия, которые друг с другом пересекаются.
Точно также знания пересекаются с такими понятиями как информация, данные, компетенции и так далее. Интеллектуальные активы также можно отнести к знаниям. Программное обеспечение и способности использовать ПО на практике хоть и не является знанием, но является продуктом знаний, а также в некоторых случаях источником знания.
Многослойность понятия знания столь широка и запутанна, что только круги Эйлера и теория множеств помогают хоть как-то понять с чем мы имеем дело.
Сложность определения знания заключается в том, что знание сложно потрогать руками. Если мы видим перед собой чашку кофе, то мы знаем, что это чашка кофе и вряд ли её можно назвать чашкой чая или чашкой морса, если там конечно кофе.
Так с чем же мы имеем дело? Я бы определил знания как совокупный интеллектуальный потенциал. Сегодня для современных организаций именно знания решают, кто лидер на рынке, а кто чертов аутсайдер.
Для примера, взять малый бизнес в интернете. Тут ключевой процесс для очень многих сайтов – это написание статей. Многие люди вообще не умеют или не имеют желания выражать мысли на бумаге. Значит они не обладают нужными знаниями в области копирайтинга. Иные умеют это делать, но не умеют делать это быстро. К примеру, эта заметка написана была не более чем за 10 минут. Кто-то иной затратил бы на такую же заметку часы. Иные не имеют при себе нужных мыслей. А ведь мысли, способность что-то донести – это ведь тоже важно. Или нет?
Каждый такой скилл – напрямую влияет на конкурентоспособность. Совокупность способностей к производству того или иного товара или услуги можно назвать знаниями. Итак, мысль которую я хочу донести: знание – многослойное понятие и рассматривать его можно в различном контексте, под разными углами.
БД можно назвать знанием. Способность управлять командой у руководителя можно также назвать знанием. Знанием можно назвать с натяжкой способность быстро печатать и придумывать текст. Свободная работа с языком программирования можно также назвать знанием. Патент, лицензию, технологию несомненно можно считать за знание. Возможность генерировать свежие идеи – это уже не знания, а скорее свойства мышления или интеллекта. И тем не менее интеллект также неразрывен с понятием знания.
Наиболее наглядно структуру знания демонстрирует карта памяти. Сфотографировать карту памяти я не могу, мой iPod украли. Но я обязательно опубликую свою диссертацию на нашем сайте как только защищу диссертацию.
Роль знаний в экономике – это конкурентоспособность. Чем больше вкусных знаний есть у вас и у вашего персонала, тем вы можете эффективнее работать и получать больше прибыли. Если довольно хорошая статья пишется за 15 минут или за 3 часа, а качестве одинаково, то – это принципиально разная производительность труда.