ДЕЛЕГИРОВАНИЕ: Типичные ошибки при постановке задач
Когда вам уже не хватает свободных рук, то встает вопрос о найме персонала и о делегировании ему части своих полномочий. В очень большом числе организаций руководители не в состоянии ставить задачи своим подчиненным. В результате ухудшается общее качество работы. Ведь делегирование - это один из приоритетных навыков руководителя.
ОШИБКА 1: НЕРЕАЛИСТИЧНЫЕ СРОКИ
Этим грешат очень многие, даже хорошие руководители. Когда-то я работал программистом и при получении нового задания на разработку сложной системы я спросил про сроки. Полчил ответ: «срок исполнения - вчера». При таком раскладе исполнитель еще не преступив к реализации получает стресс. В некоторых случаях стресс может ускорить работу, но если стресса будет сликшом много, то это наоборот замедлит проведение всех работ. Другой руководитель как-то заявил своим сотрудникам: «пока отчет не будет выполнен, никто домой не пойдет». Подобный прессинг может породить противоположенную реакцию.
ОШИБКА 2: НЕВНЯТНА ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
На самом деле это еще хуже, чем нечеткие сроки. Одно дело, когда нужно спешить с исполнением задачи и совсем другое дело, когда вообще не понятно, что именно нужно делать. Нормальная постановка задач должна быть четкой, ясной, внятной. Должно быть понятно, зачем это нужно делать и в какой форме нужно осуществить. К примеру, если стоит задача переработать веб-сайт компании, то необходимо составить техническое задание. Конечно, могут поступить отмазки вроде «я не специалист по составлению технических заданий», но на самом деле сесть и на листке А4 по пунктам расписать, что же именно вам нужно - не составляет никакого труда.
ОШИБКА 3: ОТСУТСТВИЕ РЕСУРСОВ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧИ
Как-то раз мне поручили обклеить все вузы города плакатами о предстоящем мероприятии в нашем технопарке. Деньги на такси никто не дал. Тратились деньги из собственного кармана. Все что было можно объехать на общественном транспорте - я объехал. Но в конце дня уже пришлось подключить такси, так как времени было вобрез.
ОШИБКА 4: СЧИТАТЬ, ЧТО ВАШ СОТРУДНИК ВАШ РАБ И БУДЕТ ИСПОЛНЯТЬ ВСЕ ВАШИ ПРИХОТИ
Раньше было нормальным явлением, когда руководители или сотрудники вышестоящего уровня могли вести себя высокомерно с линейным персоналом, а порой даже издевались над своими людьми. Сегодня этот номер не проходит. Сейчас рынок труда играет на руку исполнителям и идет против работодателя. Хороших кадров становится все меньше, а конкуренция за умные головы будет только возрастать.
ОШИБКА 5: МНОГО ЛИЦ, ВЫДАЮЩИХ ПОРУЧЕНИЯ
Представьте себя, что на вас валится поток поручений одновременно от разных сотрудников. Дело не в том, что это само по себе не очень приятно. Дело в том, что продуктивно работать в режиме многозадачности человечекский мозг в принципе не приспособлен.
В СУХОМ ОСТАТКЕ
Прежде чем ставить сотрудникам задачи, вспомните про классические функции менеджмента: планирование, мотивация, организация, контроль. Подходит ли ваше поручение под все критерии управления?
Планирование - это и есть составление технического задания и расстановка приоритетов со стороны только лишь одного руководителя. Мотивация - это объяснение того, зачем вообще нужно выполнять ту или иную задачу. Мотивировать сотрудников нужно собственной продуктивностью, а не матами. Организация - это предоставление всех необходимых для работы ресурсов. Контроль - это проверка задач по четким критериям, которые должны блыи быть указаны в техзадании.