Как-то раз мы уже писали, зачем нужен бизнес-план. И если вы решите сделать его своими силам (что предпочтительно), эта статья – для вас. Ниже вы найдете информацию, что должно быть включено в бизнес-план, а чего там быть не должно.
Как пишет авторитетный западный журнал entrepreneur.com, в структуре бизнес-плана должно быть семь элементов, каждый из которых представляет собой целый документ.
EXECUTIVE SUMMARY
Я уже писал о том, что такое Executive Summary и как его составить. Вкратце – Executive Summary представляет собой титульную страницу, из которой инвестор или потенциальный партнер должен максимально быстро понять, что у вас за проект. Здесь не нужно всё усложнять. Чем проще вы всё опишите, тем лучше. У меня есть разная информация относительно объёма ES. 10-15 страниц, 1 страница. А западные бизнес-журналы советуют делать Executive Summary не более чем на полстранички. Ключевые элементы Executive Summary:
• Концепция бизнеса. Здесь нужно обозначить краткое описание бизнеса, продукта и рынка. Опишите свои конкурентные преимущества.
• Финансовые показатели. Здесь нужно отразить такие финансовые показатели как продажи, прибыли, кэш-флоу, показатели возврата на инвестиции.
• Финансовые запросы. Какой нужен капитал, чтобы запустить этот бизнес и сколько денег нужно, чтобы его масштабировать. Желательно отобразить детально, как будут использованы эти деньги.
• Общая информация о бизнесе. Тут необходимо рассказать информацию о компании, об основателях и их принципах.
• Главные достижения. Речь идёт о патентах, важных контрактах, проведенных исследованиях. Вообще любые важные достижения нужно отобразить в Executive Summary.
Помните, что никто не будет читать десятичстраничное Executive Summary. Нужно понимать, что инвесторы часто сами даже не понимают, чего они хотят.
РАССКАЖИТЕ ИМ ВСЁ. ОПИСАНИЕ БИЗНЕСА
Начать описание бизнеса можно с краткого описания индустрии, ваших конкурентов. Это важно для вашего инвестора. Обычно они не хотят рисковать своими деньгами в той сфере, о которой совсем ничего не знают.
Разложите структуру своего бизнеса. Какие подразделения у вас будут работать, кто в команде и так далее. Важно рассказать не только о том, как вы будете производить свой продукт, но и расписать каналы продвижения. Не забудьте написать, почему ваш бизнес будет лучше, чем у конкурентов, на каком основании?
Где прибыль, Зин?
Задайте себе классический вопрос капиталиста: «Что я смогу вернуть назад? Могу ли я на этом сделать прибыль?». Ответьте себе на этот вопрос. Какие факторы сыграют на вашей стороне, почему именно эта идея «выстрелит?». Невероятно низкая себестоимость, хорошая организация бизнеса, готовность рынка, взрывной продукт или что-то ещё. Кратко запишите это в разделе концепции бизнеса; более развернуто опишите в полном описании проекта.
Покажите как вы будете делать «expand» - расширять свой бизнес. Не забывайте также продемонстрировать, как именно вы собираетесь генерить прибыль. Описание бизнеса тоже не стоит растягивать на десятки страниц. Сделайте его простым и понятным.
РЫНОЧНЫЕ СТРАТЕГИИ
После анализа рынка, на котором вы работаете, вы уже можете выстраивать какую-то рыночную стратегию. Здесь возникают вопросы ценообразования, логистики и продвижения. Вы должны всё это расписать в бизнес-плане. Отправной точкой является ваша конкурентная среда. А как это делают ваши конкуренты?
Начните анализ рынка с определения размера, структуры, тенденций развития, потенциала роста, а также возможности продать бизнес на этом рынке.
При анализе рынка нужно чётко определить для себя, какой сегмент и какую нишу вы бы хотели занять. Неправильное позиционирование если не губит, то создает препятствия для очень многих хороших бизнесов. Ваш целевой рынок будет однозначно значительно меньше, чем весь анализируемый рынок за счёт сегментации и позиционирования.
Оцените долю рынка. Ясно, что оценка будет весьма приближенной и субъективной. На этом этапе нужно ставить амбициозные, но реалистичные планы. При написании стратегии позиционирования нужно чётко очертить, чем будет и чем не будет являться ваш проект. Советую почитать книгу «Позиционирование – битва за умы».
Что касается ценообразования, здесь есть несколько ключевых принципов, которых следует придерживаться при написании бизнес-плана и при его реализации:
1. Цены должны покрывать все расходы;
2. Самый лучший и эффективный способ снижения розничных цен – это снижение затрат;
3. Цены должны быть релевантные к рыночной ситуации и должны обеспечивать продажи.
Не забудьте в бизнес-плане указать каналы продвижения. Примерами могут служить прямые продажи, через торговых представителей, через оптовых дистрибуторов, Direct Mail (почтовые) рассылки и т.д. Также вам нужно в бизнес-плане обозначить план продвижения. Какой рекламой вы будете двигать продукт? Какие вирусные акции вы будете устраивать? Кто будет вашим PR-менеджером?
АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ
У каждого человека и организации есть свои уникальные конкурентные преимущества. Ух нужно идентифицировать в бизнес-плане и активно эксплуатировать в процессе его осуществления. При определении своих сильных и слабых сторон можно воспользоваться технологией S.W.O.T. – анализа
.
В качестве отправной точки можно проанализировать свои конкурентные преимущества в следующих областях:
• Продукт
• Логистика
• Цена
• Продвижение
• Реклама
Свои конкурентные преимущества нужно описать как можно более ясно, чтобы человек, который будет читать ваш бизнес-план понял как именно вы всё воплотите в жизнь и за счёт чего.
ПЛАН РАЗВИТИЯ
Вы должны описать как будет развиваться ваша организация, ваш рынок и линейка ваших продуктов. Здесь также важно обозначить бюджет на развитие и возможные риски.
ПЛАН РУКОВОДСТВА
Расскажите о своей организационной структуре, нарисуйте диаграмму Ганта, обязательно хотя бы укрупнено распишите бюджет на год или на два-три года вперед. Определите ключевые показатели эффективности KPI.
В СУХОМ ОСТАТКЕ
Вы должны чётко понимать, что нет единого стандарта написания бизнес-плана. Его структура должна формироваться исходя из ваших задач. Например, если вы пишите бизнес-план для инвестора, то он должен быть кратким, ёмким и максимально понятным даже тупому человеку. Инвесторы – люди неглупые, иначе у них бы не было денег. Но они, вероятно, в вашей области разбираются недостаточно хорошо, поэтому вы должны ввести его в курс дела. Если вы пишите бизнес-план для получения гранта, то вам нужно взять готовый бланк с требованиями фонда и заполнить всё максимально детально, чтобы не было повода для отказа. А если вы пишите бизнес-план исключительно для внутреннего пользования, то его нужно писать именно так, как вы видите будущее своей фирмы. В качестве ориентиров вы можете посмотреть структуру типового бизнес-плана или подглядеть как это делают коллеги из Америки, но зацикливаться на этих шаблонах – не стоит. Удачи!