Этика в бизнесе
Этика - это одно из направлений философии, которое изучает мораль и нравственность. Многие люди считают, что любой бизнесмен априори - вор и нажил свои деньги нечестным трудом. Такие стереотипы остались наверное с 90-х годов, когда бизнес был диким, а многие действительно что-то получили сомнительными способами. Однако теперь деловая этика постепенно развивается по мере того, как развивается само деловое сообщество.
ДЕЛОВАЯ ЭТИКА БИЗНЕСА
По своей работе я часто сталкиваюсь с этическими дилемами. Вот пишет мне потенциальный рекламодатель. Предлагает мне что-нибудь порекламировать. Иногда я принимаю решение отказать рекламодателю по причинам содержания его рекламы или же по причинам, что такая реклама вряд ли принесет этим людям заметную пользу. Я знаю аудиторию своего сайта и еще я знаю, что многие читатели являются постоянными читателями.
К примеру, сегодня я отказал одному рекламодателю, который обещает вкладчикам 28% годовых (подозреваю, что это мошенники) и второму рекламодателю, который рекламирует кредит под залог недвижимости. Я недополучил существенную часть денег. Но на такой рекламе я бы не разбогател. А постоянные читатели и так иногда недовольны обилием рекламы на сайте. Не хватало еще им начать рекламировать разного рода игровые автоматы (всяким онлайн-казино я отказывал неоднократно!).
Точно также, минувшей весной я предоставил одному рекламодателю тестовый период. В течение двух недель я позволил оценить эффективность рекламы абсолютно бесплатно! Я подозревал, что реклама не будет эффективной конкретно для этого рекламодателя. Так оно и вышло на практике. В итоге, я потерял немного денег, которые мог бы заработать на контекстной рекламе. Но зато я не потерял лицо перед рекламодателем, который год назад уже покупал у меня рекламу.
Один клиент у меня заказал сайт этой весной. Я уже начал тратить деньги со своего кошелька на этот сайт - заказал дизайн логотипов и уже подбирал программиста для верстки и дизайна шаблона, как оказалось, что сайт уже не востребован. Благо, я потратил копейки - около 3600 рублей (домен + дизайн логотипа). В беседе, клиент предлагал оплатить мои издержки. Он поступил этично. А я этично не стал брать с него денег, так как этот клиент - очень ценный контакт, который завтра мне может принести немало пользы и не один хороший заказ (его знает весь город).
Мое мнение - не все в бизнесе упирается в деньги. Иногда нужно делать красивые поступки. Определенно - этика в краткосрочной перспективе мешает зарабатывать деньги. Но в долгосрочной перспективе - она только помогает, так как своими действиями ты формируешь свою репутацию. А ее деньгами починить будет невозможно.
ЭТИКА БИЗНЕСА В РОССИИ
Правда заключается в том, что не все предприниматели и фирмы будут с вами также частны. Стоит перешагнуть порог среднестатистического автосалона, и там вам приукрасят свойства конкретной машины настолько, что доходит даже до того, что машине присваиваются не свойственные ей характеристики. Например, один менеджер по продажам авто намедни сказал, что Chevrolet Aveo - имеет высокий клиренс и проходимость (!). Уж я-то знаю, что у конкретно этой машины нет высокого клиренса и что зимой она губой бампера чиркает все подряд. Это приводит к тому, что я уже никому не доверяю.
Обманывают везде. Менеджер по продажам абонементов в фитнес клуб по телефону обещает переплату по кредиту около 5 тысяч, на практике выходит 7 тысяч. Продавец в лицо говорит, что клубника хорошая, а дома оказывается, что она наполовину гнилая. Или те же банки (не все!), которые печатают договора ультрамелким шрифтом, подменяют понятия переплата и процентная ставка и так далее.
Можно работать в бизнесе не регистрируясь (по черному), и бояться налоговой и избегать партнеров, которые работают по белым схемам. А можно самому работать официально и не беспокоиться , что кто-то на тебя настучит в налоговую или что партнер вдруг потребует наличие расчетного счета.