Фатальные грехи предпринимателей
В этой заметке я собрал типовые проблемы предпринимателей, которые очень мешают в достижении ими успеха. Статья основана на собственном травматичном опыте
• Начинать не имея ресурсов
Про стартовый капитал мы уже обсуждали в отдельной главе. Подготовка к запуску имеет значение. Вам нужно собрать не только финансовые ресурсы, чтобы запустить стартап. Также потребуются знания и умения в новом деле, а также поддержка нужных вам людей. Условно говоря, когда я начал запускать интернет журнал об экономике и предпринимательстве, я сделал много чего до старта. И речь идет далеко не только о деньгах. На тот момент я уже собрал обширную библиотеку книг о бизнесе, получал высшее образование по экономике (4-й курс) и плюс ко всему работал программистом, что помогло мне разобраться в технической части.
Например, если бы я не разбирался бы в web-программировании, то мне было бы сложнее запуститься. А тут у меня уже был опыт создания разных по сложности сайтов, в том числе и под заказ. То же самое касается деловой литературы. Я ее не только купил, но и активно изучал в свободное время.
Еще до того, как я начал делать свой журнал, я научился быстро печатать - так называемый десятипальцевый метод слепой печати. Кроме того, у меня уже был какой-никакой опыт с настройкой web-хостингов с нуля.
Многие рекомендуют, прежде чем заниматься созданием своего продукта, собрать базу подписчиков, которые бы захотели получить релиз вашего продукта. Это делается при помощи «посадочных страниц» (landing pages).
Представьте себе, что вы создаете программный продукт на продажу массовому потребителю просто так на голом месте. И совсем другое дело, если 10 тысяч подписчиков оставят вам свою почту, чтобы вы могли оповестить их в момент выхода вашего продукта на рынок.
Как это ни странно, важен не только ваш продукт и его качество, но также и ваша способность продавать его.
• Начинать и не заканчивать проект до конца
Самое ужасное, что вы можете сделать, это начать новый проект, вложить в него деньги, время и нервы и не довести его до конца. Именно поэтому важен этап подготовки, о котором мы только что писали. У вас должно быть достаточное количество денег, времени, сил, здоровья, умений и знаний, чтобы прорваться через все трудности, которые неизбежно возникнут, когда вы будете запускать свой микробизнес с нуля.
Никто не станет покупать книгу, не дописанную до конца. Считается, что у вас нет высшего образования до тех пор, пока вы не защитили и не получили на руки диплом. И так далее. Продолжать эту аналогию можно долго. Велосипед без колес - не велосипед, также как и машина без устройства сцепления - не машина.
Поэтому запускать любой бизнес-проект есть смысл только если вы твердо уверены в том, что он станет успешным и что вы будете готовы идти до конца. А если вы идете туда просто из любопытства или у вас слабая мотивация, то лучше не начинать. Вы понапрасну потратите время, силы, деньги.
Если возвращаться к проекту, который я делал с партнером и потерял 75 тысяч рублей, то выходит, что после того как я решил его закрыть - я обесценил все свои усилия и вложенные деньги. Не говоря уже о нервах и времени партнера. Которому, впрочем, я вернул хотя бы его деньги. Фактически я все умножил на ноль!
Если нет настроя идти до конца, то лучше не связываться.
• Распылять силы на множество проектов
Об этом все говорят, но все равно многие наступают на эти грабли. Открыв один успешный проект, хочется запустить еще один или два. И далее по нарастающей. Итак, вы сделали один успешный проект, второй успешный проект, третий успешный проект… Рано или поздно вы рискуете пустить все под откос, так как количество возможностей вашего мозга не растет день ото дня. Одно дело курировать одно или два направления. И совсем другое дело следить за пятью или десятью проектами. Каждый из них требует вашего внимания. Мозг человека попросту не приспособлен к многозадачному режиму. И следствием нашего желания объять необъятное неизбежно будет - снижение качества менеджмента, которое и так у нас в стране не на высоте.
• Плохое позиционирование
Это сплошь и рядом. Сложно сделать продукт или услугу, которая будет всем нравиться. Хотя это и возможно в некоторых нишах.
Позиционирование очень тесно связано с поиском своей ниши. Например, если вы открываете ресторан, то нужно как-то выделиться среди конкурентов и занять свою уникальную позицию. Может быть вы делаете лучшую кофейню в городе? Или может быть у вас будет ресторан татарской кухни? Чем вы будете отличаться от безликой столовой в мерии вашего города?
Если посмотреть на российский рынок, то самое лучшее позиционирование у Олега Тинькова. Когда он запускал банк, то делал только один продукт. Кредитные карты. И делал это не так как его конкуренты - полностью по дистанционным каналам. Никаких очередей в отделениях. Только интернет-банк и сотовый телефон! Получение, обслуживание и даже ликвидация кредитной карты - все осуществлялось дистанционно. Вот что отличало и отличает его от конкурентов! Хорошее позиционирование и узкая ниша. Только сейчас у банка, стали появляться решения для юридических лиц (зарплатные проекты), страхование и т ак далее. А если бы при запуске в ТКС-банке пытались бы с ходу запустить все направления сразу, то вытянуть проект было бы кратно сложнее.
Делать автомобильный портал легче, чем сайт обо всем. Самая яркая ошибка новичков - это то, что они пытаются из своего продукта сделать своего рода венигрет. Вроде бы сделано для всех. И одновременно - не сделано хорошо ни для кого.