Хорошо, убедил / Любопытные тонкости воздействия словом
Давно у нас не было книжных дайджестов. На этот раз — книга об убедительной письменной речи.
ДОБРОТНАЯ ХАЛТУРА
Эту книгу издательство Манн Иванов и Фербер продвигает как новую книгу Чалдини. О Чалдини вы наверняка слышали — хотя бы по изумительной книге «Психология влияния», о которой мы сделали рассылку в январе.
Новая книга хороша уже тем, что это процентов на 70 перепечатка старой. Она слегка перекомпонована, в нее добавлено несколько новых идей, к работе подключился коллектив соратников, — но это те же мысли, те же примеры и часто те же слова, что и в «Психологии влияния».
В сегодняшней рассылке — то новое, чего не было в первой книге Чалдини.
Не воруйте щепки
Человек склонен делать так, как делают другие, часто вопреки здравому смыслу и нормам морали.
В США есть заповедник «Каменный лес», куда приезжают с экскурсиями. Разумеется, лес растаскивают по щепкам. Что делать? Поставить таблички. Заодно провести эксперимент, какая табличка эффективнее.
• На первой табличке написали: «Не растаскивайте щепки, чтобы лес не погиб».
• На второй рассказали про других посетителей: мол, они массово воруют щепки, из-за чего лес гибнет.
• В качестве контроля замеряли ситуацию без табличек.
Оказалось, дурной пример заразителен:
Таблички, в которых сказано, что другие люди воруют щепки, подтолкнули посетителей воровать еще больше — хотя это и вредит лесу. Это наш стадный инстинкт (социальное доказательство):
— Если это делают все, значит мне тоже такое нужно
Если оператор занят
Ничто не говорит о желанности продукта так, как очередь. Спросите об этом москвичей 31 января 1990 года:
Но очередь создается не на улицах. Очередь выстраивается в умах. Американка Колин Эсзот поняла это, когда делала выпуски «Магазина на диване».
Она увеличивала продажи любой ценой. И однажды вместо «Операторы ждут, звоните прямо сейчас» она написала:
— Если операторы заняты, пожалуйста, перезвоните
Изменив одно предложение, она выстроила в голове читателя длинную очередь за дефицитным товаром. Читатель представляет ситуацию, в которой телефоны колл-центра плавятся от количества заказов — значит, другие тоже покупают этот товар. Значит, «мне тоже такое нужно».
Полотенца в гостиницах
В дорогих гостиницах полотенца меняют каждый день. Каждое замененное полотенце нужно постирать, посушить и погладить. Каждая стирка — это химикаты, что плохо для окружающей среды и бюджета отеля. Чтобы защитить природу и уменьшить расходы, гостиницы просят постояльцев пользоваться полотенцами повторно. Просьба размещается на карточке, которую оставляют в ванной.
Психологи проверили эффективность сообщений на карточках.
• На первой был обычный призыв: берегите природу.
• На второй использовали принцип социального доказательства: другие тоже так делают.
• В третьей пошли дальше: в пример приводятся не просто другие люди, а именно те, кто жил в этом конкретном номере.
Социальное доказательство снова победило:
Успех третьей карточки объясняется тем, что в ней используется образ «таких же, как я» — «Если этот человек остановился в этом же номере, то он на меня чем-то похож. И раз он пользовался полотенцами дважды, мне тоже следует так делать». Подобная реакция происходит мгновенно и почти без участия разума.
Дать фору
Но на этом эксперимент с полотенцами не закончился. В уравнение добавили некоммерческую организацию, которая занималась защитой окружающей среды.
• В первом случае в объявлениях говорилось, что за каждое повторно использованное полотенце отель переведет столько-то денег на защиту окружающей среды.
• Во втором — что отель уже перевел деньги на защиту окружающей среды и теперь просит постояльцев использовать полотенце повторно. Подключается уже известное вам правило взаимного обмена.
Результаты впечатляют. Когда отель говорит, что уже перевел деньги, отклик увеличивается почти на 50%:
Здесь работает принцип взаимного обмена: отель что-то сделал для клиента, и теперь клиент чувствует себя обязанным. Ловкий трюк.
Начатая карта лояльности
Другая грань принципа взаимного обмена — ощущение, что дело уже частично сделано.
Автомойка выдает клиентам карты лояльности. За каждую мойку машины на карту клеится марка. Чтобы получить бесплатную мойку, нужно собрать восемь марок.
В рамках эксперимента выпускается два типа карт: на восемь и десять марок.
• На десятимарочную карту перед передачей клиенту клеятся две бонусные марки — как подарок.
Держателям обоих типов карт нужно собрать еще 8 марок. Вот как они это сделали:
Держатели карт на 8 марок проделывают ту же работу, что и держатели карт на 10 марок. Но для вторых часть работы уже как будто сделана — автомойка уже проставила им две первые марки. Дело начато, процесс пошёл, останавливаться на полпути как-то не с руки. Теперь в восприятии клиента не использовать эту карту — значит потерять две проставленные мойки.
Личный подарок
Правило взаимного обмена начисто выключается, если в нем нет личного компонента. Когда компания дарит клиенту подарок, он должен восприниматься как что-то индивидуальное и ценное. Такой подарок вызывает восторг.
Турагентство дарит клиентам международную сим-карту. Одно дело сказать «В июне мы дарим всем туристам сим-карту», — и совсем другое:
— Так как вы летите в Италию, вот вам подарок от агентства: международная сим-карта. Здесь выгодные тариф для стран Евросоюза
Подумайте, как вы преподносите свои подарки. Возможно, клиент не воспринимает их, потому что они поданы без любви и заботы.
Ценный подарок
Если индивидуальность нереализуема в принципе (в публичной рекламе, интернет-магазине, на аукционе), попробуйте добавить подарку ценности. Вместо «Вы получите бесплатный чехол и защитную пленку» скажите:
— Вы бесплатно получите чехол и защитную пленку общей стоимостью 2000 р.
Для этой ситуации есть еще более манипулятивный прием: превратить приобретение в избежание потери. Человек боится потерять то, что у него уже есть, гораздо больше, чем не получить то, чего у него еще нет. Вроде такого:
• Не упустите возможность бесплатно получить чехол и защитную пленку общей стоимостью 2000 р.
• Не упустите возможность бесплатно получить чехол и защитную пленку общей стоимостью 2000 р. — Всего 100 бесплатных комплектов, осталось 33.
• Только в июне: не упустите возможность бесплатно получить...
Как копирайтер предупреждаю, что этот прием уже настолько затаскан, что почти ни на кого не действует.
Заметки
Когда я читаю книгу, по ходу оставляю в блокноте заметки. Вот что у меня осталось, помимо сказанного выше:
Похожий человек: люди любят тех, кто на них похож. Аналогичные имена, фамилии, цвет волос. Иван Зубарев скорее станет зубным врачом, чем Иван Бердник.
Апатия избирателей: не «Долой массовую неявку», а «Все ваши соседи голосовали». Проводят телефонные соцопросы, как бы чтобы выяснить мнение, на самом деле — чтобы жители взяли на себя обязательство пойти голосовать.
Слишком большой выбор — плохо. Снижается отклик. Средний сегмент.
Страх мотивирует, когда четко приведен план действий. Чтобы вылечиться от рака, нужно одно, второе, третье. Если плана нет, страх демотивирует и приводит в ступор.
Принять на себя обязательство: не «Позвоните, если захотите отменить заказ столика», а «Как вам будет удобно с нами связаться, если захотите отменить заказ?» — «Я вам позвоню» — Взял на себя обязательство.
«Ресторан маленький, поэтому уютный» — отрицательное качество + положительное качество = доверие.
Признать вину и объяснить причину: «Виноват наш аналитик. Мы его уволим и наймем нового хорошего», а не «Виноваты неуправляемые геополитические процессы». Когда причины понятные контролируемые, другим людям спокойнее.
Хитрые названия цвета. «Миллениум оранжевый» и «Сициллийский апельсин» вызывает больше интереса, чем просто, «оранжевый».
Если решите купить эту книгу и уже читали «Психологию влияния» Чалдини, — будьте готовы, что больше половины книги будет вам знакома. Если еще не читали «Психологию влияния» — читайте сразу «Психологию убеждения», она немного свежее и проще в восприятии.
Статья взята из метриалов рассылки мегпалана. Пожалуйста подписывайтесь megaplan.ru/subscribe