Идея стартапа ничего не стоит сама по себе. Ценность – развивающийся бизнес
Любому стартаперу, при условии что он впервые решил заняться собственным делом, кажется, что самое главное – это идея, с которой он выходит на рынок. Идея, которая поможет людям, облегчит им жизнь, принесет им радость, в общем сделает мир чуть прекраснее. И в этом нет ничего плохого. Скорее наоборот, уверенность в том, что узнав о вашем крутом продукте (он ведь у вас крутой, не так ли?), человечество придет в восторг и с недоумением начнет думать, как обходилось без него раньше, станет для вас путеводной звездой в минуты, когда будет трудно, и фундаментом, на котором вы сможете построить действительно успешный бизнес.
Однако идея – это далеко не все. Да, это краеугольный камень вашего стартапа, вокруг которого все и завертится, и даже вашей новой жизни (ведь по-прежнему в ней уже ничего не будет), но когда все по-настоящему начнется, придет осознание того, что идея – сердце вашего проекта, но кроме него существуют и другие «органы», которые делают его жизнеспособным.
Почему одной идеи мало?
Знаете, когда ко мне пришла мысль создать Vokzal.ru, я, как выходец из программерской среды, хотел сделать очень крутой с технической точки зрения сервис без косяков, багов, каких-либо недочетов и в общем-то сделал. Но когда мы стали выходить на рынок, оказалось, что это только маленький, очень маленький шаг в начале долгого пути. Собственно тогда и пришло понимание того, что достижение цели – это подъем по длинной лестнице, каждая ступень которой – результат какого-то маленького дела. Но весь масштаб этого восхождения трудно было себе представить даже тогда.
Я думаю, любой здравомыслящий человек понимает, что выигрывает тот, кто занимается развитием, причем не только своего дела, но и своим собственным. Все знают, что регресс – это плохо, но стагнация, если вдуматься, ничем не лучше. И дело тут не в перфекционизме, любой проект, любой продукт можно и нужно улучшать и касается это не только и не столько формы, сколько содержания.
Первые шаги
Скорее всего в начале своего пути вы будете заниматься всем самостоятельно, в том числе, например вести бухгалтерию. Но когда вы через некоторое время поймете, сколько драгоценных часов, которые могли бы потратить на решение основных задач своего стартапа, теряете, поверьте, вы наймете бухгалтера.
Итак, ваш проект обзавелся еще одним нужным человеком. Это уже рост. И пусть для потребителей вашего продукта это неважно, для вас это шаг вперед. В компании появился новый отдел, которому вы делегировали целый фронт работ.
А теперь главное – не останавливаться
Бизнес в чем-то похож на рафтинг. Если команда сплоченная и каждый выполняет свои задачи последовательно и методично, то вам и шестой категории сложности река не страшна, а вот если кто-то филонит или пытается «въехать в рай» на вашем горбу, вы точно окажетесь за бортом.
Кстати, одна из проблем, с которой сталкивается наверно каждый начинающий предприниматель, – делегирование полномочий. Вы знаете, что «если хочешь, чтобы было сделано хорошо, сделай сам». Но если честно, на все фронты вас просто не хватит, если брать все на себя, время, силы, нервы, запал – что-то обязательно кончится. Вам это нужно? Вашему бизнесу это принесет пользу? Нет, поэтому учитесь делегировать задачи.
Опять же, если рассматривать наш проект или любой другой IT-ишный, одной из ключевых его составляющих является команда разработки. И команда эта должна улучшать что-то каждый день. Каждый! Пусть сегодня это доработка формы заказа, завтра – внедрение нового способа оплаты, а послезавтра – онлайн-консультанта, да что угодно, хоть изменение цвета фона и размера шрифта, но юзабилити надо улучшать постоянно. То есть собраться за одним столом раз в месяц и коллективным разумом придумать новую фичу, а потом еще и реализовать ее – это круто, но пользователям гораздо важнее удобство навигации и «интуитивно понятный интерфейс», чем то, насколько с точки зрения программера совершенен ваш код.
И здесь мы подходим к вопросу: «А как узнать, что допиливать?». И тут оказывается, чтобы компетентно ответить на этот вопрос, тоже нужны специальные люди. Чтобы продукт оставался актуальным для потребителей, надо выяснять их потребности, чего им не хватает, что им нравится в продуктах ваших конкурентов и не устраивает в вашем, что в настоящий момент появляется нового. В общем, маркетинговые исследования надо проводить регулярно и лучше, если это будут делать люди с соответствующими профессиональными навыками. Получается, отдел маркетинга тоже необходим. Создали его? Отлично. Еще один уровень пройден.
Итак, у нас уже есть прекрасный проект, который с каждым днем становится все прекраснее, но нам надо сделать так, чтобы о нем узнали как можно больше людей. Причем создавать шумиху можно огромным количеством способов: через оффлайновые и онлайновые СМИ, соцсети, блогеров, разные виды рекламы, главное – делать это тоже регулярно, а не время от времени. Получается, нам нужен еще один отдел – продвижения.
Теперь у нас в общем-то есть все – специалисты найдены, основные задачи распределены, осталась только одна – создать для всех этих людей комфортную для работы атмосферу.
Главней всего….
Создание комфортных условий для работы вашей команды – тоже инвестирование в развитие вашей компании. Давно доказано, что например, в жару мозг человека работает гораздо хуже. А теперь представьте, сколько дельных идей не придут в голову вашим сотрудникам за знойные летние месяцы. Так что установка кондиционера – это не блажь, а необходимость. То же самое можно сказать о кулере, чае-кофе, запасе канцтоваров.
Но еще важнее психологическая атмосфера в офисе, и в идеале руководитель должен вырабатывать в себе навыки тим-билдинга, чтобы создать вокруг себя действительно крутую команду.
Вместо заключения
Со всеми этими вещами, которые можно называть как угодно: выстраивание инфраструктуры, налаживание бизнес-процессов, неизбежно сталкивается каждый стартапер. Чем выше вы поднимаетесь по своей лестнице, тем больше оказывается есть шестеренок, которые необходимо периодически смазывать, чтобы все работало как надо. Иными словами, чем глубже вы погружаетесь в бизнес, тем больше его граней вам открывается, и вы понимаете, что это все совсем не так, как вам казалось в самом начале. Вот поэтому я и говорю, что идея стартапа ничего не стоит сама по себе. Ценность – развивающийся бизнес.
Автор: Максим Брехт, генеральный директор сервиса Vokzal.ru