ИП: вы должны это знать прежде чем нанимать наёмного сотрудника
Индивидуальный предприниматель – это самая простая организационно-правовая форма ведения бизнеса. Но ИП не обязательно должен работать один. ИП может нанимать наёмных сотрудников точно также как это делают фирмы (ООО). Правда в таком случае вы теряете многие преимущества работы в качестве ИП. Например, пропадает льгота в виде вычета из основного налога страховых взносов. Есть ещё причины, почему стоит крепко задуматься, прежде чем переходить из статуса «ИП без сотрудников» в статус «ИП с наёмными сотрудниками». О них читайте ниже в этой статье.
ШТРАФЫ ИП ЗА НАЕМНЫХ СОТРУДНИКОВ
Когда мои друзья и знакомые про это узнают, они хватаются за голову. В моём случае я попал на штраф в размере 25 тысяч рублей, за то, что с задержкой встал на учёт в качестве работодателя в Фонде Социального Страхования. Я был обязан по закону сделать это за 10 дней, но по ряду причин не успел. В итоге – кучка скандалов, суд, потраченные нервы. Я смотрел таблицу штрафов. Факт заключается в том, что штраф в размере 25 тысяч рублей это ещё далеко не всё. Для тех, кто значительно задержится с постановкой на учёт грозят ещё более значительные штрафы.
БУМАЖНАЯ ВОЛОКИТА И ОТЧЁТЫ ИП ЗА НАЕМНЫХ СОТРУДНИКОВ
Бумажной волокиты значительно прибавится. Например, чтобы встать на учёт в ФСС в качестве работодателя – вам понадобится подготовить и принести туда приличную пачку документов. Аналогичным образом, вам обязательно нужно встать на учёт в ПФР (Пенсионный Фонд). Для этого нужно подготовить ещё одну пачку документов.
Если в качестве ИП вы раньше сдавали всего лишь одну налоговую декларацию, то теперь вам придётся дополнительно сдавать 1 отчёт в год в налоговую по НДФЛ, 4 отчёта в год в ФСС и ещё 4 отчёта в год в ПФР. И это – для каждого сотрудника! Если будете сдавать отчёты сами, то там будут косяки и проблемы со сдачей. Вы будете терять свои волосы и нервы. Если же вы будете сдавать эти отчёты через бухгалтерскую контору, то тут тоже свои заморочки. И бухгалтера тоже будут косячить. Я из-за них как-то раз чуть было не попал на штрафы от ПФР.
Каждый отчёт – это потраченное время и деньги. Плюс теперь вам нужно будет информировать все три госоргана (ПФР, ФСС, налоговая) информировать об открытии и закрытии расчётного счёта. Хотя эту норму вроде бы хотели отменить, но у меня нет сейчас точной информации, вступил ли новый закон в силу.
А если вы потом ещё захотите уволить всех сотрудников, то сняться с учёта тоже будет достаточно сложно. Мне пришлось здорово повозиться, чтобы сняться с учёта в качестве работодателя.
Даже среднесписочная численность со следующего года не обязательна для ИП без сотрудников и обязательна для ИП с сотрудниками.
ГОЛОВНАЯ БОЛЬ ОТ СОТРУДНИКОВ
Нанять и объяснить всё сотрудникам мало. Нужно обязательно давать задачи, корректировать их работу и контролировать по всем направлениям. Если вы упустите функцию контроля, то со временем сотрудники начинают работать хуже.
В СУХОМ ОСТАТКЕ
Я ни в коем случае никого не отговариваю вас от найма наёмных сотрудников в качестве ИП. Но вы должны знать, на что вы идёте. Бумажной возни вам прибавится. Книга учёта доходов и расходов в 2013 году у меня просто переполнена всякими ненужными бумагами.