История музыки на рабочих местах
Сегодня мы публикуем с разрешения издательства "Манн Иванов Фербер" отрывок из книги "Мы - это музыка".
Первые психологические исследования воздействия музыки на рабочих проводилась еще во время Второй мировой войны, когда современный промышленный конвейер, успешно запущенный Генри Фордом, положил начало эпохе массового производства. В этот период — до широкого распространения автоматизированных систем обработки — на поточной линии приходилось выполнять много однообразных, утомительных, но обязательных действий, требовавших человеческой зоркости и точной руки.
К сожалению, наш ум не приспособлен часами выполнять одну и ту же последовательность действий; неизбежные результаты такой работы — скука, вялость и отвлечение внимания. Прекрасно зная об этом, руководители фабрик начали искать способы увеличить активную производительность (повышенная скорость и/или больший объем продукции) и минимизировать ошибки, случающиеся на конвейере. Одним из предложений было изучить, как подействует на работников звучащая в цехах музыка.
По указанию британского правительства ближе к концу Второй мировой войны на военных заводах стали включать музыку: одно из первых исследований было проведено на фабрике пиротехники3. По его результатам (как и в нескольких опубликованных позже работах) был обнаружен небольшой (около 10 процентов), но существенный рост показателей производительности в сопровождении музыки по сравнению с тишиной.
Как бы статистикам ни хотелось подсчитать каждый изготовленный фейерверк и радостно увязать его напрямую с «производительностью», нужно помнить о непрямых показателях производительности, например, самочувствии рабочих. Опрос показал: они чувствовали меньше скуки и усталости в те дни, когда играла музыка4. Подобное влияние труднее выразить в цифрах; но ясно, что улучшение самочувствия может способствовать увеличению объема выпускаемой продукции и размера прибыли, так как более довольные работники чаще поддерживают свой коллектив и реже прогуливают.
Каковы причины и механизм возможного влияния музыки на производительность? Мы более углубленно рассмотрим этот вопрос, когда будем изучать психологические особенности восприятия фоновой музыки. Авторы первых исследований называли главные причины, которые могли влиять на увеличение производительности в этом случае: 1) повышение синхронизации ритма, увеличивавшее скорость и, следовательно, равномерность выработки; 2) физические реакции на музыку — пение и движения в такт. Считалось, что это способствовало приливу сил из-за положительного влияния на частоту сердцебиения и дыхания.
Но это наука о человеке, и в ней нет средств, эффективных на все 100 процентов. Важно подчеркнуть, что не всем нравится музыка на работе. До 10 процентов работников предпочли бы тишину, а некоторые исследования показали, что при подобном настрое качество работы изза нее может пострадать5. Чем сложнее работа, тем сильнее вероятность, что музыка будет отвлекать — то есть мешать, а не помогать6. Но в целом для простых повторяющихся задач звуковой фон лучше, чем ничего.
С тех пор началось выяснение влияния музыки на монотонные рабочие задания; исходя из моего опыта мытья окон, когда я в молодости работала горничной, подтверждаю, что музыка — бесценный способ занять чем-то ум при скучной физической работе. Но те виды деятельности, которым уделялось основное внимание в ранних исследованиях на производстве, сейчас быстро исчезают благодаря механизации. И поэтому нам нужно также рассмотреть условия, в которых большинство работающих людей проводят по крайней мере часть своего трудового стажа: офис.
Выражаем благодарность издательству "Манн Иванов Фербер" за предоставленный материал и за присланные до этого книги, многие из которых до сих пор ждут рецензирования. Мы сотрудничаем в различных форматах аж с 2013 года.