Качество образования в России на дне
Коллеги, вопрос качества образования сегодня как нельзя кстати. Это весьма актуальная тема. Итак, Россия, с одной стороны, относится к странам с большой долей лиц с высшим образованием. Кроме того, численность студентов существенно увеличилась с момента распада СССР. Вроде бы хорошо. Образованное население должно лучше работать и достигать более высоких результатов.
Это в теории.
На практике мы видим, что Россия не является лидером ни в электронике, ни в научных разработках. Наш автопром слабоконкурентоспособен. Иными словами, картину можно охарактеризовать так: у нас все учатся, у нас все учатся на пятерки, а высокотехнологичных производств в стране нет. Вернее, они есть, но их мало для страны, в которой живёт примерно каждый 50-й житель планеты.
У нас частенько проходят слухи о том, что кто-то получил диплом по блату или за деньги. В ВУЗах списывание - распространенная практика. Кадры, выпускаемые ВУЗом порой не приспособлены к рыночным условиям.
Конечно, нельзя обобщать! Есть сильные ВУЗы, есть слабые ВУЗы. Есть сильные факультеты в рамках одного ВУЗа, а есть слабые. Качеством своего образования я доволен. Кругозор я получил отличный. А вот что происходит с техническими специальностями, которые объективно более значимы, чем экономические? Если быть честным, то не знаю. Но статистика говорит, что туда поступают, в основном, троечники, т.к. там конкурс меньше.
На наш взгляд, плохо в нынешней системе образования:
- оторванность от реальных задач экономики;
- плохая практика, когда все студенты "активно учатся" только во время сессии, гробя здоровье;
- шаблонность образования;
- практика "списывания";
- практика "поступления по блату" или "покупки" дипломов;
- низкая зарплата преподавателей, а как следствие - их низкая мотивация к работе и желание набрать больше часов.
Всё это лишь вершина айсберга, которую можно разглядеть со стороны. На самом деле, проблема образования может быть ещё глубже. И как всё решить - односложного ответа быть не может. Давайте только прямо скажем - у нас есть проблемы в системе образования. И системе образования есть куда развиваться. Сначала надо решать проблемы, которые обозначены в списке выше.