Как банки водят нас за нос и что с этим делать
Разные банки работают по-разному. Есть честные банки, которые строят долгосрочные отношения с клиентами, а есть банки, которые делают все для того, чтобы выжать максимум со своих клеинтов. Так как я активный клиент разных банков, то успел заметить уловки и промахи со стороны многих банков. В этой статье я перечислю то, с чем столкнулся лично.
ПОДМЕНА ПОНЯТИЯ «ГОДОВАЯ ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА И ПЕРЕПЛАТА»
Единственное, что вас должно волновать как клиента при взятии кредита - это эффективная процентная ставка. Процентная ставка обычно указывается за год. Банки часто в рекламе и при личном общении с клиентом подменяют понятие процентной ставки понятием «переплата».
Я поясню. Когда мы вносим ежемесячные платежи, то каждый месяц начисляется все меньше процентов на итоговый остаток долга, так как тело долга тоже уменьшается. За счет этого если вы взяли 100 тысяч рублей на 1 год под 40 процентов годовых, то вы переплатите не 40 тысяч рублей, а меньше, так как проценты начисляются каждый месяц на остаток. Таким образом переплата будет заметно меньше, чем 40%. Точную переплату надо рассчитывать. Но суть в том, что если вы слышите не очень большую процентную ставку и слово «переплата», то внимательно ознакомьтесь со своим договором. Где-то там мелким шрифтом будет указана ваша настоящая процентная ставка годовых. И она будет заметно выше чем то, что вам обозначат.
Поэтому вам нужно будет идти в банк с человеком, которые понимает что-то в финансовой математике и в сложных процентах. Или же самому внимательно все просчитать на калькуляторе.
НЕТ КОМФОРТНОГО МЕСТА И ВРЕМЕНИ, ЧТОБЫ ПРОЧЕСТЬ ДОГОВОР
При мне молодой человек в одном из федеральных банков брал кредит. У него не было ни нормального стола, чтобы поставить подпись, ни комфортного места, чтобы ознакомиться с договором, ни времени - он видел за собой большую очередь, поэтому договор не прочитал. Такое наблюдается во многих банках.
Но есть и приятные исключения. Поэтому не все банки зло. Многое зависит от того, какой банк вы выбрали и насколько удачный филиал вам попался. Бывает так, что разные офисы одного и того же банка производят совершенно разное впечатление. Одни сотрудники говорят правду о высоких процентах, другие говорят о «переплате» и называют более низкий процент. Хотя речь об одном и том же кредитном продукте и об одном и том же банке.
ВПАРИВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Вам попытаются навязать банковскую карту, которая вам не нужна, страховку жизни, которая вам не нужна, а также комиссию за выдачу наличных, которая является незаконной. Все что вы можете сделать - это знать об этом заранее и по возможности отказываться от ненужных услуг, указывать незаконность комиссий и не страховаться, если вы этого на самом деле не хотите. Потом часть денег можно будет отсудить. Но это весьма хлопотно и требует большого количества времени. Я судился, у меня суд продлился более полулода. Я вернул только комиссию, небольшой моральный вред и судебные издержки. К этой же категории можно отнести многстраничные договоры с мелким шрифтом.
КАК УСКОРИТЬ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ
Я рассказываю про типовые претензии к банкам. Но бывают совершенно уникальные случаи. Например, оин раз банкомат съел мои деньги, а на счет эти 10 тысяч рублей так и не пришли. Конечно я волновался насчет судьбы этих денег. Обращался к сотрудникам банка, писал заявление. Но проблему решили только после того как я описал ситуацию на сайте banki.ru. Кстати, именно на этом сайте (помимо garagebiz.ru) я советую читать отзывы клиентов. Там пишут не только положительные отзывы о банках, но и конструктивную критику.
В СУХОМ ОСТАТКЕ
В конечном итоге, честные банки постепенно вытесняют банки, которые агрессивно стараются урвать у клиента как можно больше денег. Допустим, Сбербанк хоть и имеет большие очереди, но зато там процентные ставки и по кредитам и по депозитам ниже, чем по рынкам. А Тинькофф Банк хоть и имеет завышенные процентные ставки, но там это не пишется мелким шрифтом между строк. То есть клиент заранее проинформирован на что идет. Плюс, большой кредитный лимит вам сразу никто не даст. На мой вкус хорошую репутацию заслужили: Татфондбанк, Авангард, Автоградбанк, Сбербанк. Часто бывает так, что не очень большой банк может иметь намного более хорошую репутацию, чем крупный федеральный банк. Вы как клиент в первую очередь должны читать договор и присматриваться у условиям в других банках. Сейчас в любом крупном городе есть далеко не один и не два хороших банка.