Как назвать свой бизнес? Нейминг, брендинг, ребрейнинг!
Евгений Чичваркин, известный российский предприниматель, считает, что название не является ключевым фактором успеха бизнеса, а просто “не должно мешать”. Олег Тиньков также считает, что название бизнеса по сути является второстепенной вещью, но в некоторых случаях оно может быть настолько неудачным, что может действительно тормозить развитие бизнеса.
Что бы я посоветовал, так это не стоит кого-то копировать. Когда тот же Олег Юрьевич вынес на рынок видоизмененную фамилию “Тинькофф”, то очень многие стали копировать эту идею и на рынок вскоре прорвались бренды “Пузофф”, “Желгофф”, “Петрофф”. Мягко говоря, выглядит не особо оригинально. Подражатели, как правило смотрятся как блеклая пародия на оригинал.
Естественно, что название фирмы и / или бренда не должно повторяться с тем, что уже есть на рынке. Желательно, чтобы ваш бренд и название не были похожи на что-то, что уже есть на рынке. Например, всем известный оператор называется “Мобильные Теле Системы”. Стоит ли говорить, что называть свою фирму “Мобильные Системы” - не очень хорошая идея, и она может “прокатить” только до тех пор, пока вы не являетесь заметным игроком на рынке. А как только вы станете заметны, ждите судебных разбирательств.
Хорошей идеей может быть тестирование большого количества названий на небольшой фокус группе. Можно даже сделать голосование. Советую выбирать из максимально большого количества вариантов. Скажем, что касается garagebiz.ru, имя проекта выбиралось из десятков разных вариантов.
То, что вам нравится сегодня, может показаться далеко не самой лучшей идеей завтра. В последнее время я стал названия для новых проектов записывать в ежедневник и возвращаться к ним только через некоторое время. Если спустя несколько недель название до сих пор кажется удачным, то его наверное можно пускать в работу. В любом случае, над названием стоит подумать, прежде чем ввязываться в бой!
Думайте о том, как будет звучать название фирмы, название бренда, а также доменное имя.
Некоторые предприниматели рекомендуют зарегистрировать товарный знак или знак обслуживания в роспатенте. Как пишет Тиньков в своей книге “Как стать бизнесменом”, это делается через патентного поверенного (это юрист). Впрочем, для индивидуальных предпринимателей, которые только-только запускают свое дело - скорее всего данная предосторожность является излишней. Вы в любом случае будете ИП Вашафамилия И.О. со своим ОГРН и ИНН - хорошо, что свою фамилию и инициалы не нужно нигде регистрировать - вашу фамилию у вас никто не отнимет. Кстати, открыть дело под своей фамилией - не такая уж и плохая идея. Во всяком случае, мало кто хочет позорить свою собственную фамилию.