Как организовать обучение в малой фирме? Рассказывает Ричард Брэнсон
Вопрос: Когда компания маленькая (всего 30 человек), как лучше всего обучать новый персонал и помогать им оставаться энергичными и преданными своей работе?
Всегда есть что-то новое, чему нужно учиться. День, когда вы прекратите учиться, станет днём прекращения вашей жизни. Все мы ежедневно должны осваивать новые навыки, искать новые идеи и методы работы.
А раз так, то первая цель любой новой компании – просто выживать. Нужно доказать, что ваша бизнес-модель работает. Один из наилучших способов сделать это – нанять превосходных людей, которые бы верили в вашу компанию и имели те же цели, а затем – помочь им в обучении и улучшении их способностей. И это обязательное условие: если ваши лучшие сотрудники не имеют карьерного роста по мере развития и расширения вашего бизнеса, то у них быстро пропадёт энтузиазм в работе. Вы и заметить не успеете, как будете иметь дело с недовольными клиентами и недовольными сотрудниками.
Желание вашего персонала учиться даёт вам и другим предпринимателям конкурентное преимущество перед более крупными компаниями. Маленькие фирмы обычно новички и привлекают тех людей, которые стремятся опробовать новые подходы и у которых есть идеи о том, как делать всё по-другому. В больших же компаниях сотрудники работают ради получения конкретных должностей или званий.
Можете сделать упор на этом преимуществе и позволить вашим людям воплощать их идеи – да и с такой маленькой компанией, кто ещё будет их воплощать? Именно такого обучения и карьерного роста хотят многие творческие люди: чтобы можно было ставить перед собой сложные цели и затем стараться достичь их, даже несмотря на вероятность неудачи. Если вы наделите своих сотрудников важными обязанностями, то удивитесь тому, чего они могут достичь – и, в свою очередь, сможете завоевать их верность и преданность.
Обеспечив вашим сотрудникам возможности роста, вы дадите им понять, что им есть куда расти в рамках компании. А в этом случае они с большей охотой будут стараться освоить их текущие должности, чтобы потом иметь возможность повышения и дальнейшего развития.
Если вашим сотрудникам нужна помощь с их техническими навыками, то вам, учитывая маленький бюджет компании, придётся грамотно строить планы своего обучения. Постоянное улучшение текущих и получение новых навыков в сфере информационных технологий является важным во многих сферах – я сам освежал свои знания по социальным медиа и ведению блогов с помощью нашего отдела по социальному маркетингу. Относительно просто найти помощь онлайн: фирмы вроде General Assembly или Codecademy предоставляют недорогие возможности, которые могут быть вам полезны.
Если такое же обучение необходимо определённому числу ваших сотрудников, то рассмотрите иные методы. Вместо того чтоб посылать 10 человек на одни и те же курсы, договоритесь о том, чтобы преподаватель провёл занятия в офисе, тем самым снизятся затраты. Вместо того чтоб пользоваться услугами дорогих компаний, занимающихся частным обучением, можете ли вы найти экспертов, которые бы провели семинар для вашей команды? Можно ли связаться с вашими наставниками, быть может, из различных сфер, чтобы они обсудили текущие вопросы с вашим персоналом? Это может быть более интересным – и может сильнее вовлечь людей в процесс – чем обычное обучение.
По мере роста вашей компании, некоторым её сотрудникам может понадобиться практическое обучение. Новые сотрудники в нашей железнодорожной компании VirginTrains обучаются своей работе в настоящем составе поезда, правда, списанном. В нём даже есть вагон-ресторан и кабина машиниста. Но создание места для практических занятий может вам не подойти. Тогда один из самых простых вариантов обучения нового сотрудника – предоставление ему в наставники одного из ваших лучших специалистов. Сначала пусть новый сотрудник несколько дней следует за наставником по пятам. Когда он будет готов работать самостоятельно, попросите наставника присматривать за ним и продолжать по мере необходимости давать советы.
Не забывайте постоянно следить за новыми технологиями и возможностями и проводить семинары, чтобы вы и ваш персонал могли исследовать эти технологии и возможности, даже если вы не уверены, что их можно в данный момент применить в вашей деятельности. Кто знает? Вы можете затеять новое крупное дело – а ваша команда уже опередит конкурентов на шаг вперёд.
Помогая вашим людям получать новые навыки, также думайте о том, как удержать сотрудников в течение долгого периода. Один из самых лучших способов – по возможности всегда повышайте своих специалистов, ведь кто как не вы знает свою компанию лучше? Один из приходящих на ум примеров из нашей компании Virgin – это карьерный рост главного пилота Virgin Gallactic Дейва Маккея. Кем он раньше работал? Главным пилотом Аэробуса А340-600 у нас в VirginAtlantic. Сейчас он отвечает за космический туризм. Вот так карьерный рост!
Неважно, сколько в вашей компании сотрудников – 30 или 300. Создание у них культуры карьерного роста в рамках вашей компании будет много значить для персонала. Обучение не будет ограничено определёнными периодами, а будет происходить ежедневно во всех сферах вашей деятельности, на протяжении каждого дня.
Ричард Брэнсон