Как правильно преподавать
Не так давно я был студентом, поэтому ещё свежо в памяти, какие преподаватели были интересными, а от каких откровенно мутило. И хотя свой стиль преподавания я ещё не успел выработать, но я знаю точно как не нужно преподавать. А именно - не стоит читать по книжке или бумажке под запись огромные конспекты. Это вряд ли кому-то будет интересно, так как в таком стиле ни один нормальный студент долго держать на вас внимание не будет.
Действительно, намного интереснее слушать тех преподавателей, которые во-первых знают предмет, который преподают, а во-вторых - рассказывают, а не читают по бумажке.
Как правильно преподавать, нас должны были научить на дисциплине "Психология и педагогика" на втором или третьем курсе, но нас научили только психологии. Никакой педагогики у нас так и не было.
Делюсь своей методикой преподавания. Я никогда не готовлюсь к занятиям. Всё дело в том, что я беру те дисциплины, в которых я ориентируюсь очень хорошо. И могу держать монолог или диалог об этом в течение сколь угодно большого количества времени. Однако, я всё-таки советую перед тем, как начать вести лекцию таким образом, составить хотя бы какой-то список тем, которые вы бы хотели раскрыть своим студентам. Это позволит вам избежать неловких пауз и существенно упростит работу.
Иногда бывает такое, что вы вычитываете материал слишком быстро и вдруг у вас заканчиваются идеи того, что же ещё можно рассказать студентам. Вот как раз на такие случаи вам и нужен план.
Студентам хочется рассказать очень много всего. И если вы начнёте всё им рассказывать в одну кучу, то есть вероятность, что они совершенно ничего не поймут.
Отлично, если вы будете давать домашние задания своим студентам. Это позволит оценить их уровень вовлеченности, уровень подготовки, а также позволит дать каждому из них обратную связь.
Я очень ценю свое время и время своих студентов. Если получается так, что я завершаю лекцию раньше, чем заканчивается пара, но я уже всё рассказал и дал задание - я отпускаю студентов отдыхать, так как особого смысла их держать в течение длительного времени, растягивая время, я не вижу.
Как научиться преподавать? Нужно больше практики. Самую первую лекцию было вести откровенно говоря, некомфортно и даже страшновато. Но чем дальше, тем больше вы увереннее ведете занятия. Появляются какие-то наработки, опыт, умение держаться на аудиторию и так далее.
Преподавать не так-то просто, как кажется со стороны. После нескольких лекций подряд устаешь очень сильно. Я даже не думал, что это такой ресурсоёмкий процесс. В первое время даже язык начинает заплетаться с непривычки. Редко в обычной жизни приходится говорить несколько часов без остановки.
Конечно самое лучшее, когда у студентов возникает интерес, вопросы, обратная реакция. В таком случае вы уже даете им не то, что считаете нужным, а то, что они запрашивают.
Добиться этого не всегда бывает просто. Студенты, у которых идёт пятая пара подряд - делают такое лицо, что непонятно - им неинтересно или же они действительно очень сильно устали.