Как сделать лекцию интересной?
У меня не очень большой стаж преподавателя, но все-таки я учился в академии пять лет получая высшее образование и еще посещал кое-какие лекции в аспирантуре. Поэтому есть представление о том, чем отличается интересная лекция от неинтересной лекции.
На самом деле нет ничего хуже, чем преподаватель, читающий лекцию по какому-нибудь учебнику и заставляющий это писать под диктовку. Иногда лекции превращаются в крайний случай - когда студенты 90 минут пишут буквально без остановки. После таких занятий дымятся руки, ручки и тетради.
В частности у нас были пары по истории отечества. И нам там ничего не рассказывали, а попросту зачитывали некий сжатый вариант учебника по истории. Насколько я помню, 80 страничной тетради мне не хватило, хотя я писал в каждой клетке без пропуска строк и довольно мелким почерком.
Прошло больше пяти лет. Спросите меня что-нибудь об истории отечества и я вспомню возможно только несколько ключевых исторических персонажей и несколько важных исторических событий. То есть такие монотонные лекции и плюс зубрежка в ночь перед экзаменом не сильно помогают повышению эрудиции.
Намного интереснее почитать какую-нибудь переписку Сталина, Рузвельта и Черчилля. Там очень много интересного и ты начинаешь смотреть на историю немного под другим углом.
Так вот, я к чему веду. Если вы хотите сделать лекцию интересной, вы должны отказаться от зачитывания монотонных монологов. Вы должны не просто рассказывать на память свою лекцию, но вы также обязаны придумать как минимум десяток захватывающих и по-настоящему интересных примеров на лекцию, чтобы у кого-то из студентов что-то осталось в голове. Хорошо запоминаются вещи, которые вызывают какие-то эмоции. А кроме того, среднему человеку сложно фокусировать внимание на чем-то одном дольше 10 минут. То есть в каждой лекции должно быть множество захватывающих поворотов, от которых шерсть дыбом встает. Например, если вы преподаете медицину, то вы можете рассказать про какие-то яркие случаи из практики, а если вы ведете финансы и кредит, расскажите как в вашем городе украли банкомат.
Чтобы читать часовую лекцию, нужно серьезная подготовка. То есть вам нужен развернутый план выступления. Естественно, в каждом пункте плана вы должны разбираться достаточно хорошо. И, конечно, вы должны не только говорить, что говорят студенты, но также - слушать их. Не со всеми группами это легко. Но если удастся построить лекцию в виде диалога, то это будет по меньшей мере круто! Задавайте вопросы, слушайте ответы. Иногда ответы группы неплохо дополняют ваш основной материал.