Своё дело


Как составить бизнес план самому: пошаговая инструкция, общие рекомендации



В поисковой выдаче яндекса есть много статей о том как составить бизнес план самому. Но информация, которая есть в общем доступе - скорее взята из студенческих работ, а не написана предпринимателем-практиком. Так как я занимаюсь предпринимательством уже пятый год подряд, информация в этой статье будет значительно ближе к реальной действительности.

До запуска любого сколь-либо крупного бизнес-проекта, как правило, составляется специальный документ, в котором подробно расписывается, что же должно получиться в конечном итоге. Подобное встречается не только в бизнесе. Например, программисты компьютерных игр называют это «диздоком», а предприниматели говорят по сути про тот же документ и называют его «бизнес-планом». Так или иначе, без наличия этого документа можно обойтись (если бизнес не очень большой), но когда вы четко фиксируете на бумаге, что и как должно быть осуществлено, то это помогает двигаться к цели более целенаправленно, а также дает возможность в будущем объективно оценить результат - сравнивая то, что получилось с первоначальными планами.

ЗАЧЕМ ВООБЩЕ НУЖЕН БИЗНЕС ПЛАН?

Есть разные причины, зачем люди делают бизнес-планы. Вот примеры зачем нужен бизнес план:
- Для получения субсидий и грантов от государства;
- Для привлечения инвесторов;
- Для того, чтобы в команде было четкое понимание общей цели;
- Для того, чтобы навести порядок у себя в голове.

По форме и содержанию бизнес-планы заметно отличаются, как и сами бизнесы, для которых их пишут. Иногда это может быть короткий документ на 10-20 страниц. Также он может быть представлен в виде таблицы в Excel или же в виде диаграммы Ганта. Чаще всего бизнес план - это документ в Word.

ВЫБОР ШАБЛОНА БИЗНЕС-ПЛАНА

Вообще в реальной практике не существует единого шаблона для написания бизнес-плана. Каждый конкретный бизнес-план, как правило, имеет индивидуальную структуру и также уникален как и бизнес, для которого он пишется. В то же самое время, к примеру, если бизнес-план пишется под конкретную цель (например, для получения гранта), то к нему будут предъявляться требования к содержанию, которые публикуются на сайте соответствующего госучреждения или венчурного фонда. Тем не менее, есть кое-какие общие пункты, которые, как правило, присутствуют почти в любом бизнес-плане.

- Лицевой титульный лист документа (данные учредителей, автор проекта, стоимость и суть проекта в двух словах или фразах);
- Краткое описание проекта;
- Анализ конкрентной среды и рынка;
- Идея и видение проекта;
- Маркетинговый план, производственный план, финансовый план на 3-7 лет;
- Организационный план;
- Прикидка по рентабельности проекта;
- Возможные риски и гарантии;
- Прочее.

В общем случае, чем компакнее и логичнее будет документ, тем лучше для бизнеса, т.к. потенциальный инвестор или чиновник с большей вероятностью его дочитает до конца и поймет. Поэтому не нужно стремиться к тому, чтобы документ был сликшом большим.

РЕЗЮМЕ БИЗНЕС ПЛАНА

Резюме - это очень короткое описание проекта. Чем твой бизнес-проект будет отличаться от конкурентов, есть ли информация о том, что продукт будет востребован, финансовые перспективы и возможность масштабирования. В идеале резюме проекта должно уместиться на 1-2 страницы формата А4 вместе с картинками.

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА, ПРОДУКЦИИ, УСЛУГ И ПРЕДПРИЯТИЯ

Здесь не помешает подробно расписать то, чем ты планируешь заниматься. Если это кофейня, то где она будет находиться, какова проходимость точки, сколько там будет работать сотрудников, сколько нужно будет купить столиков и кофе-машин.

АНАЛИЗ РЫНКА И КОНКУРЕНТОВ

Те начинающие предприниматели, которые пишут в своем бизнес-плане и думают, что у них нет конкурентов или глубоко заблуждаются или их бизнес-идея провальная или же они - гении. Как правило если конкрентов действительно нет, то или продукт рынком не востребован или ты действительно нашел золотую жилу. Так или иначе, инвесторы не любят видеть в бизнес-планах то, что у продукта нет конкурентов. У тебя и твоего бизнеса в любом случае будут конкуренты. Не обязательно они буду прямыми конкрентами. Это могут быть и косвенные конкуренты. Условно говоря, кинотеатры и рестораны - это представители абсолютно разных индустрий, но конкурируют они за одно и то же небольшое время досуга и скромный бюджет населения. Пример, наверное, не самый удачный. Но в условиях кризиса очень жизненный.

ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА

Желательно детально расписать потапный запуск производства или бизнес-процессы по оказанию услуг. В зрелом бизнесе все что жестко не прописано и не контролируется, как правило, идет как попало. Ты готов положиться на волю случая.

ПЛАН СБЫТА

По сути произвести продукцию - это еще половина дела. Отдельным этапом является все, что касается сбыта и продаж. Без этого не способен существовать ни один бизнес. В любом случае нужно будет искать клиентов, договариваться, рекламировать продукцию и так далее. Распиши как ты будешь выстраивать свой маркетинг и какие конкретно действия будут предприниматься для того, чтобы продвигать продукт и продавать его. План сбыта может называться по-другому. Но суть от этого не меняется.

ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

Одна из самых частых ошибок начинающих предпринимателей заключается в том, что они сразу начинают планировать прибыль, не имея на руках вообще никаких статистических данных о деятельности совего бизнеса. Вполне вероятен сценарий, что ты вложишь в свой бизнес несколько миллионов рублей, а потом будешь сидеть практически без продаж, без выручки, но с убытками. И если затраты ты еще можешь как-то планировать, то вот выручки и прибыль прогнозировать достаточно проблематично. Можно лишь давать какие-то грубые оценки. Но на практике даже имея достаточное количество статистики о нескольких годах ведения бизнеса - делать достоверный прогноз - занятие весьма неблагодарное.

КОНТАКТНЫЕ ДАННЫЕ

Не стоит пренебрегать своими контактами. К примеру, твой бизнес-план понравится влиятельному человеку, как он должен с вами связаться? Не поленись и напиши все возможные каналы связи: электронная почта, юридический и фактический почтовый адрес, телефон, скайп, whatsup, фамилия имя и отчество учредителей, реквизиты расчетного счета. Вообще сюда пиши все, что может понадобиться, например для составления договора (это могут быть данные ИНН, ОГРН и так далее).

ОФОРМЛЕНИЕ БИЗНЕС ПЛАНА

Стандартом де-факто является оформление бизнес-плана в MS Word. Но для удобство читающего, я бы рекомендовал делать варианты в PDF, которые хорошо читаются на любых современных смартфонах и планшетах.

Если планируется распечатка документа, то лучше использовать шрифт Times New Roman. А если предполагается, что документ будут просматривать в электронном виде, то лучше подойдет Arial. При оформлении используйте автоматическое оглавление и автоматическую нумерацию страниц. При составлении текста бизнес-плана, нужно писать свои мысли емко и достаточно локанично. При этом нужно избегать каких-то шаблонных фраз и кусков текста, заимствованных из интернета. Также желаельно не писать сликшом сложные и запутанные предложения. При перечислении лучше использовать нумерованные / маркированные списки.

Грамотно составлять документы учат в школе на уроках информатики. И требования к составлению бизнес-плана в общем случае такие же как и при написании любой курсовой работы. Если ты сам не умеешь писать документацию, то набросай черновик, а поправить оформление и внести стилистические корректировки может наемный специалист за символическую плату.

Ни в коем случае не стоит отдавать написание бизнес-плана сторонним людям, так как только создатель бизнеса понимает, что в конечном итоге он хочет получить.

ЧТО ЕЩЕ?

В бизнес-плане необходимо внятно расписать источники финансирования и план Б на случай неудачи. При составлении бизнес-плана любые оценки будущих доходов и прибыли как правило оказываются значительно оптимистичнее, чем это происходит в реальности. Поэтому составляя бизнес план нужно исходить из самых негативных сценариев. Бюджеты доходов и расходов нужно составлять со значительным запасом. В частности, я бы посоветов закладывать многократный резевр прочности по деньгам, так как никто достоверно не знает когда и сколько та или иная деятельность будет приносить прибыли. Также стоит учитывать такой фактор как налоговая, штрафы, незапланированные издержки. Такое случается тогда, когда ты этого не ждешь.

На практике, хороший бизнес-план не должен быть статичным документом, а должен корректировать исходя из меняющихся реалий. А по содержанию в хорошем бизнес плане не так важен SWOT-анализ как хорошо расписанные ключевые показатели эффективности (KPI) и внятный бюджет расходов.

Кстати, само наличие больших финансов при запуске любого бизнес-проекта вовсе не гарантирует его долгосрочной финансовой успешности.

Читать также:
- Раздел "Бизнес-планы" на сайте garagebiz.ru




28.01.16, 06:04
comments powered by Disqus
Хостинг компания Timeweb Хостинг от 69 рублей в AdminVPS
Как наполнить сайт хорошими статьями? - экономим деньги, время и нервы
Видеомаркетинг и фото - делаем киноматографическую картинку своими руками





Хватит растрачивать возможности! Тайм-менеджмент :-)

Всё бесит? Всё о продуктивности!




25 качеств успешных людей!

Даже если начальник угрожает! Стоит ли работать в выходные дни?

Кредитная карта Сбербанка

Книга про микробизнес от создателей garagebiz.ru