Как стать хорошим преподавателем вуза
Я преподаю в высших учебных заведениях уже четыре года и у меня уже появились кое-какие наблюденя относительно того, как стать реально хорошим преподавателем вуза. Хочу сразу оговориться, что пока не достиг в этом деле блестящих высот. Однако многие дипломники хотели взять меня в качестве научного руководителя дипломом. Это все-таки говорит о доверии. Возможно мои идеи будут интересны другим вузовским преподавателям.
Итак, поехали.
НЕ ЧИТАТЬ ПО БУМАЖКЕ
Это смертный грех преподавателя. Если вы выходите перед аудиторие и начинаете читать по учебнику или по бумажке, то вас становится очень тяжело слушать. Скорее всего студенты будут считать ваши пары скучными. А еще хуже, если вы будете не только монотонно читать, но и заставлять все писать под диктовку. Поймите - устраивать диктант - это не уровень вузовского преподавателя! Вы ведь должны заинтересовать студента в своей дисциплине, а не отпугнуть их?
ГОТОВИТЬ ЛЕКЦИИ ЗАРАНЕЕ
Это адский труд - готовить лекции накануне. Но именно подготовленная лекция вызывает у студентов большой интерес, так как вы продумали все заранее и ваша задача уже сосредоточиться на том, как интереснее донести материал до студента, а не вспоминать, что вы забыли упомянуть, а что не забыли. Первое время в моей преподавательской практике я возмомнил себя королем импровизации и экспромта. В итоге иногда получалось удачно провести лекцию, иногда просто ужасно. И для этого не нужно никакой обратной связи - я знал что налажал или наоборот хорошо рассказал. Подготовишь лекцию заранее - не забудешь ни одну деталь. Как минимум должен быть укрупненный план выстулпения.
РАССКАЗЫВАТЬ МАТЕРИАЛ ЭМОЦИОНАЛЬНО
Человек с трудом может внимательно слушать другого человека длительное время. Поэтому вы будете вынуждены делать все, чтобы привлечь к себе внимание. Нужно осваивать искусство оратора. Вести диалог с аудиторией.
БРАТЬ ТЕ ДИСЦИПЛИНЫ, В КОТОРЫХ ВЫ АС
Самое худшее - это вести дисциплину, в которой ты толком не разбираешься. Поэтому если есть возможность выбирать, то лучше преподавать только то, в чем ты действительно многое понимаешь и можешь привести реальные примеры из практики. В противном случае твои лекции рискуют стать пустой формальностью. А хочешь ли ты тратить на это свое время и еще в 20 раз больше времени своих студентов? Один час, который ты тратишь впустую как преподаватель сопоставим с сутками челоекочасов студенческого времени.
ИСКАТЬ ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ
Слушайте студентов. Смотрите - интересно ли им вас слушать. Если нет - значит вы что-то делаете не так. Относитесь к студенту как к самому дорогому клиенту, люди чувствуют когда ты к ним относишься хорошо.