Как стать писателем?
Хотя правильнее было бы назвать эту статью «Как я стал писателем», потому что посвящена она моему личному опыту. Но оставлю все как есть, потому что многие выводы, сделанные мной на пути к этому сладкому слову вполне экстраполируются и на других энтузиастов литературного труда. Так как же все таки стать писателем? Имеется ввиду издающимся писателем, конечно. Многие из нас стыдливо (или горделиво) прячут в стол свои вирши, не помышляя ни о чем, кроме как благодарности потомков. Считается, и с этой мыслью я столкнулась проводя соц. опрос своих друзей, что в наше время нельзя издаться с нуля, то есть не будучи уже кем-то когда-то изданным. Разве что за свои собственные деньги, но этот вариант я сочла не спортивным и не далее как прошлым летом поставила себе цель таки издаться «в чистую», то есть действительно найти своего первого издателя и выпустить книгу за гонорар, а не призрачные посулы последующей раскрутки. Квест оказался не так невозможен, как казался с первого взгляда.
Пишу я давно, но преимущественно копирайт для сетевых ресурсов. Мне нравится эта работа, я вижу, что людям, читающим моми материалы действительно интересно. Это побуждает меня полагать, что некоторое литературное дарование у меня есть, несмотря на отсутствие профильного образования. И, если быть до конца чесным, некоторое количество вирш «в стол» я тоже пишу, но на их издание объективно не претендую. К тому есть несколько причин. Во-первых, коммерческий рынок художественной литературы сейчас крайне сложен: помимо традиционных творческих мук, писателя ожидает на этой стезе еще и социальный заказ, формируемый редакциями на основе анализа покупательского спроса (не редко ими же и надиктованного). Этот заказ необходимо не только знать, но и смирить себя с ним. Во-вторых, то самое пресловутое требование «мы работаем только с профессиональными авторами», под которыми подразумеваются издающиеся. Практически во всех издательствах, список которых я тщательно проштудировала, это требование значилось на первом месте. Получается порочный круг. Вместо того чтобы ходить по нему я начала мыслить шире: писать можно не только прозу и поэзию, существуют иные жанры, возможно, не столь звездно блистательные и манящие перспективой бессмертной славы, но ведь и цель у меня не обессмертить свое имя, а просто издаться. На одном из фрилансерских сайтов, где я регулярно нахожу заказчиков, я обратила внимание на объявление одного регионального издательства научно-популярной и учебной литературы. Характерной припиской к перечню интересующих издательство тем, воодушевившей меня, было упоминание о возможности рассмотрения работ начинающих авторов. Я зарылась в сайт издательства.
Научно-техническая литература... нда... а я художник по образованию и копирайтер по жизни. Но я решила не сдаваться и думать. Как правило наиболее очевидные вещи лежат у нас под носом и именно поэтому мы их не видим. Золотую жилу я узрела выйдя на балкон: мой муж, страстный любитель велосипедов и веломеханик, собирал там очередное двухколесное чудо. «Эврика!» закричала я и убежала к компьютеру. Это был ход ва-банк: я мало что знаю о велосипедах, лишь помогая мужу в его маленьком вело бизнесе в чисто организационных вопросах, но он-то знает о них все. Есть такой велосипед, называется «тандем» - с волнением и полная сомнений, но и решимости, я написала по приведенным в объявлении координатам с предложением идеи книги о велосипедах. Через несколько дней в мой почтовый ящик упало письмо от редактора. У музы оказалась весьма холодная голова. От меня требовали: план книги, сроки написания, название, тираж, целевая аудитория, аргументы в пользу того, что я компетентна в выбранной тематике книги... и сакраментальное «издавались ли вы раньше?». Я поняла, что время витать в облаках окончилось.
В течении двух дней был замучен муж и полностью готово краткое содержание книги, аннотация и наброски первых глав. Дрожащей рукой все это сброшено редактору. Ожидание продолжалось 2 недели – редакционный совет решал судьбу моего писательского будущего. Как минимум на три последующих месяца она была решена – ответ был «Да»!
Сказать, что это был тяжелый труд – не сказать ничего. Но и один из самых захватывающих экспериментов в моей жизни. Книгу мы писали в соавторстве с мужем, он выступал как технический редактор, я как литератор. Для того чтобы книга лучше продавалась и стала более популярной в нее было предложено внести руководство по ремонту. Мы вызвались сделать его иллюстрированным, что прибавило работы в два раза, но и впоследствии себя оправдало. А еще я поняла как это важно слушать своего редактора и быть внимательным к его предложениям. Будущие авторы, не обижайтесь на редакторов! Они чуткие и внимательные люди, которые хотят чтобы ваша книга была максимально успешна. Их огромный опыт позволяет им видеть то, чего не ведите вы. Мой редактор буквально вел меня по шагам, тщательно разъясняя массу технических моментов книгоиздательства, о которых я даже не подозревала. Вот где я поняла смысл желания редакций работать с авторами, которые издались хотя бы один раз! Это избавляет редактора от тонн объяснений новичку не знакомому с производством книги.
Итак, текст готов, фотографии тоже. Можно вздохнуть свободнее? Не тут то было – стрижка только начата! Сначала идет корректура, потом верстка. От редактора больших претензий не было (выдох), текст всем понравился, сказали что он легкий, в меру популярный и хорошо читается. С версткой все оказалось много сложнее. Тут-то и всплыл наш иллюстрированный гид: строго специфический текст со строго специфическими техническими фотографиями, которые необходимо расставлять в строгом технологическом порядке, но при этом так, чтобы они укладывались в формат страниц, плюс рисованные иллюстрации схем и процессов с подписями, которые нельзя ни в коем случае перепутать, потому что потом по ним людям велик собирать. На этом месте я поняла как важно соответствие основного направления работы издательства и издаваемой книги, и перестала обижаться, когда редакция отказывается от идеи с формулировкой «это не наш профиль». Редактор не технической литературы сверстать это не смог бы.
Не даром говорят: начать проект, это 5% работы, а завершить его 95%. Месяц ежедневного упорного труда ушел на тщательную корректировку и выверку сверстанных материалов. Верстка переделывалась трижды, чтобы все встало как положено, было удобно и понятно читателю, дописывались куски текста, убирались ненужные длинноты, шлифовались технические термины, доснимались и дорисовывались иллюстрации. Кстати, вот где мне пригодилось мое художественное образование. То, что нам не пришлось нанимать дополнительного художника для иллюстраций сэкономило уйму сил и времени. Не даром говорят: больше умеешь – больше имеешь.
Немного о таком явлении как соавторство. Творить в гордом одиночестве и проще и сложнее одновременно: при наличии еще одного человека в паре появляется соблазн свалить энную часть ответственности на него и таким образом облегчить себе жизнь, но отвечать-то перед редактором все равно придется, и своем собственной, не чужой книжкой, так что эта легкость иллюзорна. Здесь в товарищах должно быть полное согласие, иначе ад. Правило одно: не уверен – не бери (себе соавтора). Редакция точно не станет слушать ваших споров, она воспринимает соавторов как единое целое. Нам повезло в том смысле, что наши сферы были достаточно обособлены, я не оспаривала технические рекомендации мужа, он мои литературные (эм... ну, в целом можно и так сказать).
И вот настал тот час! Я держу в руках сигнальный выпуск, глянцевитый, пахнущий типографской краской, с обязательными в наше время ликами авторов на задней обложке. Описать это чувство трудно. Не знаю что за магия такая – книгоиздание. Но ощущаешь себя так, словно впервые держишь в руках своего первого ребенка, а может быть и лучше. Эйфория. Я каждому, кто не безразличен писательству, искренне желаю испытать это чувство. А еще приятно давать друзьям ссылку на Озон, где можно купить твою книгу. Ну и конечно гонорар тоже приятно получить, как никак это подтверждение твоего профессионализма.
Пройдя весь этот издательский путь от А до Я, я могу сказать – нет ничего невозможного. Если у вас есть желание издаться вам прежде всего необходимо подумать что вы способны предложить читателям. Есть ли у вас интересная тема, в которой вы разбираетесь? Из общения с редакцией я узнала, что прежде всего издатели ищут именно интересных идей или необычных углов зрения на обычные идеи. Авторов не «режут» за то, что те плохо пишут, основная причина отказов редакций, это примитивная банальность предложенной идеи. Бесполезно переписать своими словами понравившийся вам бестселер и продать его редакции – ни кто не купит. Прежде всего потому что они его тоже читали, они же профессионалы. Редакции задыхаются в кучах сетевых компиляций, у них голод на собственные, авторские мысли. Если у вас таковые есть – дерзайте.
Еще совет: ищите издательство соответствующее вашей идее, или разрабатывайте идею под издательство (как сделала я). Точное попадание тематик очень повышает ваши шансы.
Имейте готовым краткое содержание и аннотацию книги. Вы должны показать редакции, что понимаете основные технические процессы формирования книги: ее структуру, развитие основной мысли по главам, для чего и кого предназначена ваша книга. Если у вас лишь мегабайты вордовского текста, где черт ногу сломит, надежды на то что это все разгребет редактор и состряпает из вас Достоевского мало. Сделайте это сами и принесите редактору готового... если не Достоевского, то хотя бы себя. Это тоже может оказаться интересным.
Будьте готовы к изменению вашей концепции при обсуждении ее с редактором. Редакции могут понравится куски или определенные аспекты вашей идеи. Возьмите за основу эти пожелания и развейте идею в необходимом направлении – помните, для вас главное это приобретение бесценного опыта издательства, а не удовлетворение писательских амбиций, для которых вам, еще никогда ранее не издававшемуся автору, рановато. После нескольких удачных публикаций ситуация, безусловно, изменится и вы, как уже зарекомендовавший себя писатель получите большую свободу отстаивать собственный взгляд на вещи.
Вот, собственно, и все. Моя личная история о том, как я приобрела право называться издаваемым автором. В планах следующая книга, к которой я подхожу уже более осмысленно, опираясь на полученный опыт, вспоминая с благодарностью ту огромную работу, которую провел мой редактор, научивший меня по-настоящему писать книги. А дальше... как знать, возможно я замахнусь и на художественное произведение... ведь никто и никогда больше не скажет мне «мы не принимаем к рассмотрению рукописи не издаваемых авторов».