КАК ВЫБРАТЬ ФРИЛАНСЕРА (советы заказчику от самого фрилансера)
Фото с habrahabr.ru
Фото с habrahabr.ru
Однажды мне пришлось взглянуть на процесс найма фрилансера глазами заказчика. Я им совершенно не позавидовала! Ибо для подбора классного специалиста нужно обладать временем, терпением и навыками поиска подобного человека на конкретной фриланс-бирже (здесь и далее в качестве примера будет рассмотрен случай с поиском фрилансеров на free-lance.ru).
Большинство рекомендаций заказчикам обычно касается лишь того, что все и так худо-бедно умеют: оценки кандидатов. Изучение портфолио, чтение отзывов, проверка фрилансера в Интернете – все это правильно и общеизвестно. Но я хочу поговорить о несколько другом: о том, как сэкономить свое время при поиске нужного специалиста и если уж потратить его, то на оценку действительно хороших кандидатов, а не всех подряд.
Если времени катастрофически не хватает, а исполнитель нужен здесь и сейчас, самый простой способ - обратиться к менеджеру фриланс-биржи либо знакомому фрилансеру, которые за определенное вознаграждение подберут для вас подходящих кандидатов.
Как правило, это редкий случай, поскольку на фриланс-биржу заказчики приходят в принципе из желания сэкономить.
В таком случае следует заранее смириться с тем, что придется потратить определенное время на поиск достойного исполнителя.
Поиск возможно вести двумя путями – самостоятельно исследуя каталог фрилансеров и лично обращаясь к понравившимся фрилансерам, либо с помощью публикации проекта.
О последнем чуть подробнее.
Стоит опубликовать проект – и сваливается масса новых проблем [посмотрите на это!]. Слишком много предложений или слишком мало, назойливое «стучание» в личный профиль или же «исчезновение» фрилансеров, которых ты только что с большим трудом отобрал…
Большей части этих проблем можно было бы избежать еще на начальном этапе, публикуя текст-объявление проекта. К его составлению часто относятся невнимательно, и зря. Ведь именно этот текст читают так нужные вам люди. И прежде чем вы будете выбирать среди них - они выберут, отвечать на ваш проект или нет.
Как правильно составить объявление на бирже фриланса?
1.Обращайтесь к конкретной аудитории.
Не надо писать людям «в общем». Если вам нужны копирайтеры, дизайнеры, верстальщики и программисты – создайте отдельную заявку для каждой категории и четко укажите раздел при публикации. Часто фрилансеры фильтруют проекты по своей специализации и высока вероятность того, что вашу заявку могут просто не увидеть. Кроме того, так вам будет легче сортировать кандидатов.
2. Будьте лаконичны, позитивны и вежливы.
Сообщение не должно быть слишком большим, с негативными посылами (например, «предоплаты не будет!!!»), неграмотно оформленным.
Чем больше ошибок и небрежности – тем меньше шансов, что на данный проект откликнутся вменяемые люди.
3. Формируйте ТЗ.
Четко выделяйте предмет работы и делайте его заголовком проекта.
Если вы в состоянии указать ценовые предпочтения – укажите, и не только в специальной форме, но и в тексте письма. Это сэкономит вам уйму времени и сил и привлечет специалистов требуемого уровня. Если вы не ориентируетесь в ценах на рынке, как можно подробней излагайте ТЗ в тексте объявления либо прикрепленном файле и прямо спрашивайте фрилансеров «Сколько это будет стоить?». Но естественно, что при таком подходе круг претендентов расширяется в разы.
Говорите о сроках проекта. Обозначайте сроки рассмотрения кандидатов – и это частично избавит вас от «запоздавших» предложений или недоразумений вроде: «куда пропадают исполнители?!». Фрилансер не будет сидеть сложа руки в ожидании вашего ответа. Но, отвечая на проект с указанными сроками, он косвенно подтверждает, что в данный период времени будет свободен.
4. Выдвигайте требования к кандидатам
Если вы этого не сделаете, то будете обречены копаться в массе неструктурированных разномастных ответов.
Просьба дать ссылку на похожую работу из портфолио либо выполнить единый для всех тест (в разумных пределах и приложенный здесь же) – нормальна, естественна и облегчит вам процесс сравнивания.
При просмотрах работ обращайте внимание на их реальность - ссылки на сайты, названия компаний, сходный с портфолио авторский стиль и т.п.
Если для вашего проекта однозначно нужны проверенные специалисты, ставьте проекту пометку «для PRO», либо самостоятельно выставляйте «ограничители» для желающих ответить на ваш проект.
Укажите, что рассмотрите предложения лишь тех, чей срок регистрации на сайте превышает, например, 3 месяца, или тех, кто имеет количество отзывов от работодателей больше 3.
Нелишне при этом помнить, что на сайте достаточно фальшивых отзывов и много заброшенных годами аккаунтов, которые стали использоваться лишь недавно. Указанная мера оградит вас лишь от новичков сайта.
5. Обозначайте обязательные условия работы (если они есть).
Если для вас принципиален способ оплаты и способ связи с исполнителем (безнал, личная встреча, Skype) –напишите об этом сразу.
Некоторые заказчики просят отвечать им не в проекте, а высылать предложения на почту (о тех, что просят писать «на аську» не говорим – это вовсе дурной тон). Но, во-первых, вынос разговора за пределы сайта – подозрительно. Во-вторых, сравнение кандидатов удобно производить в одном месте, а не перечитывать дубли предложений в своей почте и в ветке проекта на сайте. Потому что на сайте ВСЕ РАВНО будут отвечать.
Задавая параметры отбора, вы упрощаете себе задачу, сводя сотню ответов – дельных и бессмысленных - к десятку реальных предложений. С другой стороны, бойтесь задать границы слишком узко (например, требования к рейтингу кандидатов на сайте, уровню аттестатов Webmoney, работа лишь через определенный банк): это отпугнет большинство фрилансеров и вам придется, скрепя сердце, публиковать проект заново в нормальном виде.
Переговоры с кандидатами
И вот уже получив десяток-другой адекватных предложений и отобрав наиболее понравившиеся, вы можете сидеть и анализировать стиль ответов, портфолио и репутацию (плюсы-минусы в правой верхней части профиля фрилансера с заголовком "Отношение пользователей") потенциальных исполнителей, вступать с ним в переговоры.
В предварительных переговорах самый щекотливый момент, как правило, – предоплата. Она практически неизбежна при сотрудничестве с профессионалом.
Действует общее правило: «у кого отзывов больше – тому и доверия больше». Опытным заказчикам иногда достаточно приписать: «Я делаю предоплату фрилансерам, количество отзывов которых превышает число моих отзывов на сайте».
Если вы имеете дело с новичком и не уверены в результате, вопрос предоплаты можно переложить на фриланс-биржу: воспользоваться сервисом безопасной сделки, при котором исполнитель получает свои деньги лишь в том случае, если заказчик подтвердит, что задание выполнено.
И лишь обсудив все моменты сотрудничества, выбирайте понравившегося фрилансера исполнителем.
Грозный совет напоследок: «не исчезайте» и не «мельтешите». Подозрительные с точки зрения фрилансеров проекты и работодатели быстро становятся объектом гласности среди «своих». Вы можете попасть в «черный», «серый» список или просто в игнор.
Понимайте, что в Интернете ваши бизнес-отношения выстраиваются точно так же, что и в реальной жизни. Желаете найти грамотного специалиста? Действуйте грамотно!
Автор: Oddy.Say! специально для garagebiz.ru
Читать также:
1. Будь жирной галкой!
2. Когда нужно обращаться к аутсорсингу в виде фрилансеров
3. Обзор рынка фриланса
4. Как организовать удалённую работу
5. Бизнес-план фрилансера
6. Да-эффект!
7. Навыки фрилансера!
8. Фриланс и карьера