Классификация подходов к определению понятия знание в контексте организации
Коллеги, я хочу представить свою научную статью, которая со дня на день выйдет в журнале "В мире научных открытий", рекомендованном Высшей Аттестационной Комиссией. Это не отредактированная версия статьи. Финальная версия будет опубликована в журнале. Автор - Николаев Олег Ахтамович. Соавтор - Махмутов Ильнур Ильязович.
Интеллектуальная составляющая труда играет роль фундамента, от которого во многом зависит значимость организации, региона или целой страны на мировом рынке. Примеры развитых стран: Япония, Финляндия, Германия. В глобальном рейтинге конкурентоспособности стран, ежегодно составляемом Всемирным Экономическим Форумом (The World Economic Forum, ВЭФ) в 2012 году Япония заняла 10 место, Финляндия – 3 место, а Германия – 6 [29]. Для сравнения, Россия занимает 67 строчку в этом рейтинге . Во всех трёх странах высока доля продукции с высокой добавленной стоимостью и существенным вкладом интеллекта в её качественные характеристики. «Сделано в Японии» или «Сделано в Германии» – в потребительском сознании отождествляется с высококачественной технологичной продукцией.
Роль знаний в развитых странах высока. Научное знание – основа экономики XXI века [6, стр. 43]. Некоторые исследователи считают, что производство знаний является единственным устойчивым источником экономического роста [1]. Трейдеры на фондовых рынках отдают предпочтение (при оценке перспективности ценных бумаг) знаниям в большей мере, чем материальным активам организаций [4, стр. 72; 3, стр. 18.]. В 2011 году самой дорогой компаний в мире стала Apple Inc. [15]. Рыночная стоимость компании составила $506 млрд.
Рассмотрим ещё один пример – банк Тинькофф Кредитные Системы. По рейтингу рентабельности капитала ТКС Банк – один из лидеров всего российского банковского сектора. В начале года этот банк был №120 в рейтинге капитала и банком №35 в рейтинге чистой прибыли. Впечатляет контраст этих двух показателей, а также динамика развития банка в конкурентном пространстве. Цифры наглядно представлены в таблице 1.
Как видим, банк за три квартала серьёзно улучшил позиции почти по всем рейтингам. Как отмечалось выше, заметен контраст ресурсов банка (активы и капитал) с его эффективностью (чистая прибыль, рейтинг рентабельности активов нетто).
Олег Юрьевич Тиньков, владелец банка, связывает [17] такое положение с тем, что в организации особое внимание уделяется формированию сильного аналитического отдела и передовым информационным технологиям. Данный банк является инновационным предприятием. Все операции клиент может делать с помощью телефона или интернет банка; у банка нет офисов в регионах (только агентская сеть), чем он заметно отличается от конкурентов. Организация не несёт издержки на функционирование отсутствующих офисов и представительств; клиенты избавлены от необходимости стоять в очереди.
Рассмотренные примеры показывают, что знания стали новым фактором производства, значимость которого в конкурентной борьбе, по всей видимости, будет только увеличиваться.
В научной литературе пишут о знаниях, как о важнейшем конкурентном преимуществе, стратегическом активе [2, 3, 4, 5, 6, и др.], но, при этом, крайне редко можно встретить четкое определение понятия «знание». В экономическом словаре под редакцией А.Н. Азрилияна [38] не представлено слово «знание». Это связано, по всей видимости, с тем, что сформулировать определение сложно.
Действительно, слово «знание» – относится к одному из самых многозначных слов в английском языке [18, стр. 77]. Точно также и в русском языке, у понятия «знание» имеется множество интерпретаций. Авторами было рассмотрено несколько сотен определений. Разнообразие их по содержанию указывает на то, что термин «знание» – многогранный, аналогичной позиции придерживаются и другие исследователи, к примеру [18, стр. 78; 3, стр. 18; 6, стр. 3; 6 стр. 58; 39, стр. 2-4] и др.
Данный рисунок отражает многогранность понятия "знание". Сокращения:
ПО – программное обеспечение. КИС – корпоративная информационная система. ИИС – интеллектуальная информационная система. БД – базы данных.
На рисунке 1 по внешнему периметру обозначены элементы, которые разными авторами включаются в понятие знание.
Важно отметить, что знания носят субъективный характер. Например, поправки в налоговое законодательство могут практически ничего не значить для производственного персонала, но могут быть крайне важными для бухгалтеров, управленцев и собственников организации.
Для формулировки или анализа определения понятия «знание» необходимо рассмотреть его признаковое (атрибутивное) пространство. Исследователями выделяются следующие атрибуты (признаки, свойства, характеристики) [2, 3, 13, 31]:
А. Качество (составная характеристика)
• достоверность (связывает действительность и содержание информации);
• точность (мера близости информации к действительности);
• полноте (отражает достаточность или недостаточность информации);
• корректности (форма и содержание позволяют однозначно воспринимать информацию потребителям).
Б. Востребованность
• ценность, полезность (в какой мере позволяет решить данную проблему);
• актуальность (отражает важность, существенность знания в настоящий момент);
• релевантность (мера соответствия документа запросу);
• стоимость (себестоимость добычи; цена, которую готов платить потребитель);
В. Описательные характеристики
• носитель, источник (человек, электронный носитель, материальный носитель);
• форма представления (в виде текстовой, графической, числовой, аудио-, видео- информации);
• объём (количество информации, данных и знаний принято измерять в битах, байтах, килобайтах и так далее).
• предметная область (к какой сфере относятся);
Границы между понятиями данные, информация и знание определить затруднительно, так как эти понятия не являются устоявшимися, а с другой стороны – тесно связаны между собой. Например, автор [30] приводит обширный перечень определений для понятия «информация», но отмечает, что общепринятого определения в настоящий момент нет. По мнению авторов статей, знание – это более широкое и сложное понятие, чем информация и данные. Это мнение разделяют авторы [13, 18, 3, 6, 39] и другие.
Самым интересным признаком, среди рассмотренных выше, являются ценность, полезность. С одной стороны, именно ценные знания, информация и данные представляют исследовательский интерес. С другой стороны, признаки «ценность» и «полезность» являются общим для всех трех понятий. Полезное или ценное программное обеспечение, компетенции, информация, данные, патенты, технологии и даже корпоративная культура, в итоге, и складывают то самое организационное конкурентное преимущество.
В ходе исследования авторами были рассмотрены различные определения понятия «знание» и выявлены характерные подходы к определениям, совокупность которых была классифицирована с позиций теории систем:
1. Структурный подход, системно-элементный подход. Определения, отражающие внутреннюю структуру и состав понятия «знание»
1.1. «Знание представляет собой осведомленность в чем-либо или с кем-либо и может включать факты, сведения, информацию, описания, skills (то есть, навыки, полученные с помощью опыта или образования)» [28]
1.2. «Знания состоят из истин и представлений, точек зрения и концепций, суждений и представлений, методологий и ноу-хау. Мы накапливаем знания, организуем их, интерпретируем и храним в течение долгого времени, для того чтобы применить их для решения конкретных проблем и ситуаций» [6, стр. 58]
1.3. «Корпоративные знания включают в себя ноу-хау относительно продуктов, технологий, рабочих процедур и правил, а также индивидуальные знания каждого конкретного работника» [18, стр. 61]
1.4. «Знания – это нечто большее, чем данные и информация. К знаниям также относятся: убеждения, моральные ценности, идеи и изобретения, суждения, навыки, профессиональные познания, теории, правила, отношения, мнения, понятия, прошлый опыт.» [3, стр. 18]
1.5. Знание – совокупность профессиональных навыков, умений, способностей, жизненного опыта и мудрости, деловых и личных контактов, которые используются людьми для достижения целей. [11, стр. 1]
2. Подход, рассматривающий «знание» как результат действий
2.1. «Знание – это результат интеллектуальных усилий, абсолютное использование информации с целью достижения определённого результата. Могут быть извлечены или сформированы из информации только посредством логического вывода» [24 стр. 17]
2.2. В словаре Ожегова «знание – это результат познания, научные сведения, совокупность сведений в какой-либо области».
2.3. «Знания – это информация, которая была получена человеком или группой людей и переработана им/ими для последующего распространения» [2, стр. 5]
2.4. Любой продукт труда можно рассматривать не только как продукт, но и как средство производства. В этом ключе также можно говорить и о знании [36, стр. 62]
2.5. Знания – это продукт общественно-трудовой и мыслительной деятельности людей, представляющий идеальное воспроизведение в языковой форме объективных, закономерных связей практически преобразуемого объективного мира [34, стр. 136]
2.6. Знания – это форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека [35, стр. 91]
3. Интегральный, системно-структурный подход, (учитывает не только элементы, но также их взаимосвязи)
3.1. «Знание – это сочетание практического опыта, индивидуальных ценностей, контекстной информации, интуиции экспертов, создающее базовую основу для оценки и объединения нового опыта и информации. Знания появляются и обретают практический смысл в нашем сознании. В организации знания лежат не только в БД, но и в укладе организации, её процессах и нормах. Знания принадлежат сотрудникам и организации.» [24 стр. 17]
3.2. «Знание представляет собой постоянно меняющееся сочетание структурированного опыта, ценностей, контекстуальных сведений и озарений и служит основой для оценки и усвоения нового опыта и информации. Оно возникает и используется в головах своих носителей. В организациях знание существует не только в документах или хранилищах, но также и в наработанных приемах, процессах, практиках и нормах.» [20]
4. «Знание», как умение или навык
4.1. Знание – это умение принимать эффективное решение и делать правильные выводы на основе информации находить тенденции. [24 стр. 17]
4.2. Знания (ноу-хау), человеческий опыт означает глубокое понимание предмета и использование имеющихся данных, чтобы оценить новую информацию. Знания работают на интуитивном уровне, позволяя людям понимать ситуацию и быстро принимать решения. [6, стр. 58]
4.3. Знание – совокупность профессиональных навыков, умений, способностей, жизненного опыта и мудрости, деловых и личных контактов, которые используются людьми для достижения целей. [11, стр. 1]
5. Подход, рассматривающий «знание» как системообразующий фактор организации (экономическое преимущество, уникальный фактор, силу)
5.1. Дж. Уэлч отмечал, что «конечными источниками наших конкурентных преимуществ является желание и способность организации учиться и быстро преобразовывать знания в действия». Тут подчёркивается, что ценны не знания сами по себе, а способность быстро их применить на практике. Ту же мысль высказал Глеб Архангельский в аудиокниге «Тайм Драйв»: «Знание само по себе ценности не представляет. Ценность представляет знание, внедренное в практику». [37]
5.2. «Сущностью фирмы является её способность создавать, передавать, агрегировать, интегрировать и эксплуатировать знания» [2, стр. 26]
5.3. «Знание отличает один бизнес от другого, не поддаётся быстрому воспроизводству – это и является устойчивым конкурентным преимуществом». [24, стр. 9]
5.4. Знания стали стратегически важным видом активов. Организации всё чаще относят знания к нематериальным активам, многие даже считают, что стоимость их выше, чем материальные активы, включая финансовые активы [3, стр. 18]
5.5. Организационные знания относятся к стратегическим ресурсам [6, стр. 42]
6. Системно-информационный подход, информационный подход
6.1. «Знания включают в информацию, но относят её к контексту суждения и понимания» [6, стр. 58]
6.2. Знания - это информация, на основании которой путем логических рассуждений могут быть получены определенные выводы. Знания - это проверенный практикой результат познания действительности, ее отражение в сознании человека. [31, стр. 15]
6.3. Знания – это информация, которая была получена человеком или группой людей и переработана ими для последующего распространения [2, стр. 21]
6.4. Негэнтропия, понятие, противоположенное энтропии [30; 32]
7. Системно-функциональный подход. Направлен на рассмотрение системы с точки зрения ее поведения в среде для достижения целей
7.1. «С точки зрения целей знание представляет собой интеллект, используемый в работе. Знание, которое не используется – устаревает. А то, которое обменивается и распространяется – генерирует новое знание. Знание рассматривается как стратегический ресурс» [24, стр. 14]
7.2. Организационные знания относятся к стратегическим ресурсам [6, стр. 42]
7.3. Знания являются основой для принятия управленческих решений [4, стр. 16]
7.4. Знания – это основные закономерности предметной области, позволяющие человеку решать конкретные производственные, научные и другие задачи, а также стратегии принятия решения в этой области [33, стр. 9]
8. Системно-генетический подход (с точки зрения развития во времени)
8.1. «С точки зрения целей знание представляет собой интеллект, используемый в работе. Знание, которое не используется – устаревает. А то, которое обменивается и распространяется – генерирует новое знание. Знание рассматривается как стратегический ресурс» [24, стр. 14]
8.2. Организационные знания относятся к стратегическим ресурсам [6, стр. 42]
8.3. … являются базовым ресурсом для осуществления изменения бизнес-процессов организации [2, стр.120]
9. Системно-управленческий подход (с точки зрения обеспечения целенаправленного функционирования в условиях внутренних и внешних возмущений и противоречий)
9.1. Знание единственное устойчивое конкурентное преимущество [2, 3, 4, 5, 6]
9.2. Знание – это ключевой фактор, определяющий успех в бизнесе [5]
Таким образом, «знание» часто рассматривается как обработанная особым образом информация. Само слово «информация» часто фигурирует в рассмотренных выше определениях.
Следует отметить, что знаниями иногда считают такие понятия как мораль, мнения, суждения, образование (см. выше рисунок 1, блок А), то есть некоторые качества, свойственные конкретным людям, их индивидуальные свойства.
Также из рисунка 1 видно, что практически любой аспект знания можно формализовать в информацию или данные. Возможна также и обратная трансформация. Таким образом, информация и данные представляют собой ядро знаний. Также в данной статье отмечалось, что знание – сложное и многогранное понятие. Также мы обозначили, что к основным свойствам знания относятся их ценность и полезность для достижения практических результатов. Таким образом, мы пришли к следующему определению:
Знания – это сложно организованная (организованная определенным образом) информация, позволяющая человеку и/или организации рационально выстраивать свою практическую деятельность.
Итак, в статье рассмотрена классификация подходов к определению понятия «знание», в наглядной форме представлена многогранность и сложность внутренней структуры этого понятия, а также представлено авторское определение на основе информационного подхода.
За рамками данной статьи остались вопросы: классификация знаний, оценка ценности и качества знаний, профиль компетенций менеджера знаний, а также вопрос построения системы менеджмента знаний. Данные вопросы будут рассмотрены в будущих публикациях.
Список использованных источников
1. Вильгельм Е. Управление знаниями как инструмент развития современной компании// Системное управление. – 2009. – №1(5)
2. Управление знаниями организации: учебное пособие / В.А. Дресвянников. – М.: КНОРУС, 2010 – 344 с.
3. Джанетто К., Уилер Э. Управление знаниями. Руководство по разработке и внедрению корпоративной стратегии управления знаниями / Пер. с английского Е. М. Пестеревой – М..: Добрая книга, 2005. - 192 с. илл.
4. Элизабет Хаас Эдресхейм, Лучшие идеи Питера Друкера / Пер. с англ. под ред. А.А. Чернова – СПб.: Питер, 2011. – 384 с.
5. Злата Николаева http://slon.ru/business/mba_za_minutu_innovatsionnye_idei-691607.xhtml Арт Маркман – профессор психологии и маркетинга Техасского университета.
6. Мильнер Б.З. Управление знаниями. – М.: ИНФРА-М, 2003. – XIV, 178 с.
7. http://pr-rm.com/2010/06/16/stanovlenie-ekonomiki-znanij-v-rossii-problemy-i-perspektivy/ [23.12.2011]
8. http://antireider.msk.ru/investicii/tendencii-i-problemi-razvitiya-investicii-v-rossii.php [15.01.2012]
9. Секрет Фирмы № 12 за 2011 год, статья «Денег Тьма»
10. «Процессы и функции управления знаниями» Валентина Смирнова (кандидат экономических наук, профессор) – Проблемы теории и практики управления.-2008.-№ 8. (ДО)
11. Эффективное управление знаниями. Управление компанией 7/2008 Вячеслав Бычков (зампредседателя подкомитета по корпоративному управлению и менеджменту комитета по промышленному развитию ТПП РФ)
12. Управление знаниями как направление менеджмента Дэн Хольтсхаус e -Learning World. Мир электронного обучения.-2007.-N 1
13. Introduction to KM, 2008, Filemon A. Uriarte Jr. ASEAN Foundation, Supported by National Academy of Science of Japan
14. Леоненков А.В. – Нечеткое моделирование в среде MATLAB и fuzzyTECH. – СПб.: БХВ-Петербург, 2005. – 736 с.: ил.
15. http://www.x-drivers.ru/news/analytics/7551.html[27.01.2012]
16. http://slon.ru/future/grafik_dnya_apple_bet_rekordy_-734195.xhtml
17. http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=nflX_ENgs7k#
18. Август-Вильгельм Шеер «Бизнес-процессы. Основные понятия. Теория. Методы»
19. Холден, Найджел Дж. Кросс-культурный менеджмент. Концепция когнитивного менеджмента: Учеб. Пособие / Н.Дж. Холден; Пер. С англ. Под ред. Проф. Б.Л. Ерёмина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 384 с. (Серия «Зарубежный учебник»).
20. Davepont, T.H. and Prusak, L. (1998). Working knowledge: How organizations manage what they know. Boston, MA: Harvard Business Schook Press
21. Nonaka, I. And Takeuchi, H. (1995), The knowledge-creating company. New York: Oxford University Press.
22. Bresman, H., Birkinshaw, J. And Nobel, R. (1999). Knowledge transfer in international acquisitions. Journal of International Business Studies 30(3): 439-62А
23. Burton-Jones, A. (1999). Knowledge capitalism: Business, work, and learning in the new economy. Oxford: Oxford University Press.
24. Лабоцкий В.В. Управление знаниями: Технологии, методы и средства представления, извлечения и измерения знаний: Учеб. Пособие. – Мн.: БГЭУ, 2006. – 327 с.
25. Machlup, F. (1980). Knowledge and knowledge production. Princeton, NJ: Princeton University Press
26. Dixon,N.M. (2000). Common knowledge: How Companies thrive by sharing what they know. Boston, MA: Harvard Business School Press
27. Вильгельм Е.В. Становление экономики знаний в России: проблемы и перспективы, http://pr-rm.com/2010/06/16/stanovlenie-ekonomiki-znanij-v-rossii-problemy-i-perspektivy/ [13.05.2012]
28. http://en.wikipedia.org/wiki/Knowledge [24.08.2012]
29. http://rating.rbc.ru/article.shtml?2012/09/06/33759307 [13.09.2012]
30. Чернавский Д. С. (Синергетика и информация – динамическая теория информации)
31. Экономическая информатика / под ред. П.В. Конюховского и Д.Н. Колесова. - СПб: Питер, 2000. - 560 с.
32. Качала В.В. Основы теории систем и системного анализа. Учебное пособие для вузов. М.: Горячая линия – Телеком, 2007. – 216 с.: ил.
33. Гаврилова Т.А., Червинская К.Р., Извлечение и структурирование знаний для экспертных систем. М.: Радио и связь, 1992
34. Философия для аспирантов: учеб. Пособие / В.П. Кохановский, В.В. Золотухина, Т.Г. Лешкевич и др. 2-е издание Ростов На Дону: Феникс 2003
35. Краткий словарь по философии / Под общ. Ред. И.В. Блауберга, И.К. Пантина, 3-е издание, дораб. и дополненное. М.: Политиздат, 1979
36. Й. А. Шумпетер – Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия; [предисловие В.С. Автономова; перевод с немецкого В.С. Автономова, М.С. Любского, А.Ю. Чепуренко; перевод с английского В.С. Автономова, Ю.В. Автономова, Л.А. Громовой, К.Б. Козловой, Е.И. Николаенко, И.М. Осадчей, И.С. Семененко, Э.Г. Соловьёва] – М. : Эксмо 2008. – 864 с. – (Антология экономической мысли)
37. Глеб Архангельский. Аудиокнига «Тайм-драйв» - издательство Манн Иванов и Фербер
38. А.Н. Азрилиян, О.М.Азрилиян, Е.В.Калашникова, О.В.Квардакова. Экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. – 2-е иззд. – М.: Институт новой экономики, 2008. – 1152 с.
39. Валентина Смирнова. «Процессы и функции управления знаниями» – Проблемы теории и практики управления.- 2008. - №8. (ДО)
40. Григорий Тарасевич, редактор отдела нуки Русского Репортера, Русский Репортер №48(277) 6-13 декабрь 2012