Кое-что о стартапах
Как вырастить успешный стартап? Сейчас мы рассмотрим основные компоненты успешного стартапа. Итак, мы горим желанием запустить новое дело. Мозг горит, а пятая точка хочет приключений!
У меня есть идея!
Начинается всё с идеи, что мы можем сделать что-то такое эдакое. Эта идея и является тем, из чего может вырасти большая фирма. Идея должна нести в себе информацию о том, что и для кого мы делаем. Чью насущную проблему мы решаем? Кто будет готов платить за это деньги? Обычно бывает так, что бизнес строится на недостатке чего-либо в вашем городе или на решении каких-то насущных проблем потенциальных клиентов. Ремонт обуви и покупка крема для обуви будет стоить клиенту дешевле покупки новой пары. Лавки по ремонту обуви прекрасно решают эту проблему небогатого населения. Или например, сеть терминалов QIWI позволяет нам не ходить в офисы компаний сотовых операторов. Пополнив QIWI-кошелёк однажды мы можем заплатить за любую услугу через интернет не выходя из дома. QIWI - отличный пример решения проблемы клиента. Вы должны решать подобную проблему, что-нибудь оптимизировать, упрощать или производить что-то что решает проблему быстро и эффективно.
Проводя аналогию, у клиента болит заноза. Он бедный мучается, страдает, не спит и готов заплатить за лекарство любые деньги. Желательно чётко представлять кому и чем будет наше решение полезным. И чем именно наше предложение будет лучше чем у конкурировать? Всегда лучше быть первопроходцем в чём-то, нежели застрять в демпинговых войнах.
Когда вы заполучили идею, какую проблему можно решить, нужно чётко предоставлять как её решить. С технической точки зрения.
Прёт ли вас от вашей идеи?
Не нужно экономить на масштабе идеи. Надо чтобы аж дух захватывало. Прислушайтесь к своим ощущениям. Что они вам говорят? Вас вставляет от вашей задумки? Если нет - то возможно этим и не стоит заниматься? Если есть сомнения - то это очень плохой знак!
Итак, если у вас нет никаких сомнений относительно своего проекта, своей идеи. Можно арендовать площадь для производства или офис и нанимать людей. Также потребуется приобрести оборудование. Какое именно - зависит от того чем вы будете заниматься. Не забудьте перед этим образовать подходящее для вашего начинания юридическое лицо.
КапиталЪ
Конечно, для всего этого не помешает какой-то стартовый капитал, который вы нажили многолетним трудом. Во всяком случае брать кредит - достаточно неразумный шаг при нынешних процентных ставках. Особенно если у вас не было опыта старта своего дела.
Опросы - инструмент маркетинга
Многие стартаперы игнорируют такую простую возможность маркетинга как проведение опросов. Опросы для выявления потребностей людей могут оказаться крайне эффективной. Опросите 100 человек и вы поймёте отношение людей к вашему предложению. С появлением интернета, опросы упростились ещё сильнее.
Есть несколько простых правил, согласно которым нужно проводить опросы.
1. Вопросов должно быть немного. Несколько. Чтобы опрашиваемый мог спокойно и с удовольствием ответить на каждый вопрос.
2. Вопросы должны быть понятны даже домохозяйкам. Условно говоря, если ваша мама не понимает о чём в опросе речь, то это очень плохой опрос и очень плохие вопросы.
3. В вопросах должна содержаться мысль о том, что решение которое мы предлагаем реально и действительно решает насущную проблему.
4. 100 опрашиваемых - это минимальное количество людей для получения хоть какой-то статистики.
Также можете в опросе оставить поле для предложений / идей / комментариев. Это будет полезно. Ещё есть интернет-старница, где можно поизучать спрос.
У меня есть план!
Бизнес план - надо его делать или нет - смотрите сами. Но чётко представлять свои цели - нужно. Какой ценный конечный продукт (ЦКП) или услугу вы хотите предоставить? В любом случае, наметьте цели, какие-то ключевые показатели (прибыль, объём производства, объём продаж), накидайте примерные сроки и периодически сверяйтесь с этим документом.
Для примера могу показать как это работает у меня: мой бизнес план.
Когда персонал нанят, всё закуплено, подготовлено и запланировано, то наступает момент запуска. И если вы всё сделали правильно, то всё пройдёт гладко. Хотя, есть мнение, что без эксцессов не обойдётся в любом случае. Как и в любом другом деле, обязательно будут форм-мажоры, которые вы должны заблаговременно предвидеть. Например, вы можете выйти за рамки бюджета. Что будете делать тогда, если наличность на счету резко кончится? Ответ - нужно изыскать сумму, покрывающую все потребности с запасом.
Кстати, про персонал
Обычно на начальной стадии запуска нового дела, особенно если это малый бизнес, людей в команде не так уж и много. Часто это один основатель. Но если вас хотя бы двое, то нужно постоянно обмениваться информацией и разграничивать обязанности в соответствии с сильными чертами каждого из вас. Существует мнение, что три основателя для стартапа - это уже слишком много и начинаются шатания и раздрай. Но это мифы. Всё зависит от вас самих и от ваших людей.
Разграничьте, кто принимает телефонные звонки, а кто проводит встречи. Кто отвечает за закупки и логистику. А кто руководит процессом. Многие задчаи вроде бухгалтерии, дизайна или программирования можно отправлять в аутсорчинг. Для этого нужны деньги, но зато вы получите быстрый результат без найма персонала.
Продвижение
Находим разные каналы связи с потребителем. Телефоны, справочники, интернет-сайты, контекстная реклама. И ломимся к покупателю по этим каналам. Если есть возможность, то можно попробовать провести оригинальные промо акции. Тут уже всё зависит от того, насколько больна ваша фантазия и насколько хватает денег. Впрочем, недостаток денег всегда можно компенсировать креативом.
Финансовая стабильность
Доход намного важнее, чем расход. А прибыль - это важнейший показатель для любого дела. Если проект истекает деньгами, то есть постоянно теряет их, то рано или поздно проект разорит владельца и умрёт тихой или громкой смертью.
СМИ
Придумайте инновацию и разошлите ряд уникальных пресс-релизов во все подходящие СМИ. Это могут быть журналы и разного рода онлайн издания.
Читать также:
• Типовой бизнес план
• Интернет как инструмент маркетинга!
• Про ключевые показатели эффективности
• Как написать бизнес-план?