КОМУ ТЫ НУЖЕН, ФРИЛАНСЕР?
/ краткий обзор заказчиков /
Самое страшное перед «нырком» во фриланс – полная неизвестность и свобода выбора. Ты понятия не имеешь, кто тебя выберет и станет твоим заказчиком. Ты даже не до конца веришь, что через Интернет возможно найти спрос на свои услуги.
Смелее! По свидетельству основателей free-lance.ru уже 67% компаний в России регулярно сотрудничает с фрилансерами.
Фриланс для журналистов. Если говорить о копирайтинге, то здесь очевидно есть, кому предложить свой текст. Пока люди и компании заводят сайты, а поисковые машины заточены на поиск по словам, потребность в «писателях» для Интернета не иссякнет. Итак, кто же является основными заказчиками для копирайтеров?
1. Частные лица, владельцы собственных сайтов и площадок.
Они раньше всех освоились в Интернете и больше остальных радеют за свои сайты. С другой стороны, здесь велик шанс встретить позицию «сделайте мне дешево и супер!», здесь чаще приходится «ловить» мысль заказчика и объяснять прописные истины. И уж точно придется смириться с тем, что техническое задание ты будешь ставить себе сам.
Тем приятнее встречать исключения из правил.
2. Небольшие фирмы, мелкий бизнес.
С тобой имеют дело владельцы бизнеса, люди с активной социальной позицией. Для них имеет значение соотношение цены и качества, они достаточно тщательно выбирают себе фрилансера по портфолио. Тем не менее, уровень постановки ТЗ также оставляет желать лучшего, придется формулировать все самому. Зато твой творческий процесс не будут пытаться контролировать – обычно эти клиенты слишком заняты.
3. WEB-студии и рекламные агентства.
Могут стать основным и самым стабильным источником заработка, что так важно для фрилансера. Так как обе стороны заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве, снимается вопрос «кидалова» и не вовремя сделанной оплаты. Вы не ищете заказчиков – это делает студия, ваш труд адекватно оценивается, вы говорите на одном языке и вам, как правило, предоставляется внятное ТЗ. Конечно, могут попросить сегодня написать про фрезерные станки, а завтра – раз 30-й про пластиковые окна. Хороший способ заранее снять подобные противоречия – сразу оговорить условия работы и список «не ваших» тем. Следует приготовиться и к жесткому соблюдению сроков, и к тому, что могут запретить выставлять работу в портфолио – не все студии любят демонстрировать перед своими заказчиками факт привлечения удаленного сотрудника.
4. Менеджеры компаний
Кризис сократил бюджеты и штаты крупных компаний, но ничуть не уменьшил задач. Поэтому в последние годы к фрилансерам все чаще обращаются менеджеры компаний – крупных и не очень, которые искренне радуются, видя расценки фрилансеров после прайсов рекламных агентств с громкими именами. Может быть, они не всегда опытны в сфере фриланса, и возраст их аккаунта на бирже не превышает трех дней.
Зато они четко формулируют задачу, сроки и разбираются в качестве предлагаемого им товара.
Единственный минус: неизбежная в таком случае цепочка согласований с начальством и отсрочка платежей [о... отсрочки платежей кое-где доходят просто до абсурдной величины квартал и более – прим. ред].
Отдельным пунктом среди заказчиков стоят «посредники», которые могут оказаться в любой группе и которых все традиционно не любят за спешку со сроками, отсутствие гарантии оплаты и длительные согласования. Кроме того, копирайтеры могут работать с электронными СМИ, вполне реальными редакциями и издательствами, в содружестве со своими коллегами-фрилансерами… И все это – одновременно!
И когда спустя время у вас сформируется свой круг заказчиков – даю слово, вы будет совершенно иначе воспринимать главную ценность фриланса – свободу выбора.
Автор: Oddy.Say!