Об ответственности предпринимателя за несвоевременную регистрацию в ФСС
Об ответственности предпринимателя за несвоевременную регистрацию в территориальных отделениях (филиалах) Фонда социального страхования и о том, как отстоять свои права в споре, рассказал ведущий юрисконсульт одного из предприятий города и практикующий юрист Махмутов Рустем.
- Чем грозит индивидуальному предпринимателю несвоевременная регистрация в территориальном отделении Фонда социального страхования России?
Прежде всего, нужно понимать, что в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», индивидуальные предприниматели, заключившие с первым из работников трудовой договор, либо гражданско-правовой договор (только если им предусмотрена обязанность по уплате страховщику страховых взносов) обязаны в десятидневный срок зарегистрироваться в территориальных отделениях Фонда социального страхования. За нарушение сроков или уклонение от регистрации, придётся нести ответственность в соответствии с нормами вышеназванного закона.
Размеры штрафов, думаю, не порадуют, но избежать их вряд ли удастся. Разве только снизить их размер и то при определённых условиях.
Так вот, нарушение срока регистрации у страховщика, а именно в этой роли выступает фонд, предусматривает перечисление в бюджет страны 5 тысяч рублей. Если срок нарушен более чем на 90 дней, то величина штрафа возрастает до 10 тысяч рублей.
Самостоятельный состав правонарушения образует ведение хозяйственной деятельности без регистрации у страховщика. За это придётся отдать 10% облагаемой базы для начисления страховых взносов, определяемой за весь период осуществления деятельности без указанной регистрации у страховщика, но не менее 20 тысяч рублей.
- Как же тогда снизить размер штрафа?
Штраф – это один из видов наказания за совершенное правонарушение. Наложение штрафа, как и любого другого наказания, должно происходить в строгом соответствии с законом. К сожалению, это требование не всегда выполняется контролирующими органами. Воспользовавшись этим и можно оспорить решение фонда, либо в вышестоящий контролирующий орган, либо в суд. Для филиала № 9 и № 15, находящихся в Набережных Челнах – это будет региональное отделение фонда по республики Татарстан (ГУ-РО ФСС РФ по РТ). Если же выбрать судебный порядок, то обращаться нужно в арбитражный суд РТ.
Право выбора в данном вопросе принадлежит предпринимателю.
- Какой способ защиты выбрать? Что более эффективно и в чём их различие?
Если сравнивать оба эти способа, то административный более, скажем так, лёгкий и менее затратный, быстрый. Достаточно составить жалобу, в произвольной форме и отправить по почте, либо в форме электронного документа в вышестоящий контролирующий орган. Общий срок рассмотрения жалобы составляет 1 месяц, что, конечно же, меньше трёхмесячного срока при оспаривании решения в арбитраже.
При этом важно помнить, что подача жалобы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд (ч.2 ст 54 Федеральный закон от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд Социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).
К тому же, при подаче заявления в арбитражный суд необходимо будет уплатить государственную пошлину, а само заявление должно соответствовать требованиям Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Если же говорить об эффективности и связать это понятие с беспристрастностью, то выбор, конечно же, будет на стороне арбитражных судов. Как отметил в одном из своих интервью признанный специалист в области налогового права, управляющий партнёр компании Pepeliaev Group Сергей Пепеляев, «если какую-то государственную структуру и можно назвать структурой 21 века, то именно систему арбитражных судов с их оснащенностью, ментальностью, профессионализмом».
Вне зависимости от того какой способ обжалования выбрать, законодательством установлен 3-х месячный срок для обращения. Исчисление срока начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
- На каком основании суд снижает размер штрафа?
Для данной категории дел, основанием для отмены или изменения решения фонда, в подавляющем большинстве случаев является несоблюдение установленного порядка привлечения к ответственности и назначения наказания.
В частности, в силу абз. 7 п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ привлечение страхователя к ответственности осуществляется в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения. И это есть ключевой момент при оспаривании решений органов ФСС о привлечении к ответственности.
Согласно этому порядку, контролирующий орган должен установить не только факт нарушения, но и документально подтвердить его, определив вину предпринимателя во вменяемом ему правонарушении. Сама процедура, при этом, не должна быть нарушена. Предприниматель же вправе знакомиться с материалами дела и давать свои объяснения, а контролирующий орган обязан проверить эти доводы и с учётом обстоятельств исключающих привлечение лица к ответственности (ст. 109 НК РФ), исключающих вину лица в совершении правонарушения (ст. 111 НК РФ) смягчающих и отягчающих ответственность (112 НК РФ) назначить наказание, либо освободить от ответственности.
Как показывает, практика данные требования закона не всегда соблюдается – то процедура нарушается, то обстоятельства смягчающие ответственность не учитываются. В первом случае решение фонда будет отменено, во втором – сумма штрафа снижена до разумных пределов.
- Какие ещё сюрпризы можно ждать от фонда?
Если говорить о Федеральном законе от 24.07.1998 № 125-ФЗ, то претензий контролирующего органа не избежать также в случае непредставления отчётности в установленный законом срок, неуплаты или неполной уплаты суммы страховых взносов.
Если же говорить о других законах, входящих в законодательство о социальном страховании, то тут решения фонда, которые захочется обжаловать, связаны не только со штрафами, неустойками и пенями, но и с доначислением взносов или отказом от возмещения расходов предпринимателя понесенных при уплате, к примеру, пособия по беременности и родам.
Судебная практика по последней категории дел исходит из того, что возмещение средств из фонда социального страхования является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, при этом создание предприятием искусственной, экономически необоснованной ситуации для получения средств фонда является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении таких расходов. Определить где же проходит грань между экономически обоснованной и необоснованной сутуацией – не всегда возможно.
Учитывая это и принимая во внимание нормы закона о том, что страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, в том числе, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства, фонд зачастую отказывает в возмещении этих расходов. И для этого достаточно бывает малейшей ошибки, после которой приходится в суде доказывать свою правоту. Хоть по спорам данной категории, обязанность доказывания лежит на административном органе, и именно они должны собирать доказательства, фактически же, бремя доказывания возлагается и на плательщике взносов. Он должен активно доказывать свою правоту и представлять доказательства, опровергающие позицию фонда. Иначе, к сожалению, сложно будет добиться правды. Главное не боятся и грамотно и верно отстаивать свою позицию в суде.
Беседу вёл, Николаев Олег