Насколько велика бюрократия при открытии ИП или своей фирмы (ООО)?
Когда я только задумывался о начале предпринимательской деятельности - у меня был стереотип о том, что регистрация фирмы требует огромного количества усилий в плане документации. Когда мой преподаватель принес печать, на которой была написана его фирма, которую он недавно учредил, мне казалось, что это очень круто. Ведь кажется, что регистрация своей фирмы или ИП - это сложная процедура. Не говоря уже о том, что ослуживать ИП или ООО. Во всяком случае мне ранее казалось, что это сложно. Как обстоят дела на самом деле?
РЕГИСТРАЦИЯ ФИРМЫ ИЛИ ИП
На практике оказалось, что, скажем, открыть ИП вообще не представляет никаких сложностей. Строго говоря, это даже не юридическое лицо. Хотя ИП и обслуживаются в банках в тех же окошках, что и взрослые фирмы (ООО), могут иметь печать и расчетный счет, но это все-еще не считается полноценным юридическим лицом.
И если вы, скажем, откроете ИП на упроещнной системе налогообложения и будете работать без сотрудников, то никаких проблем не возникнет. Нужно будешь лишь вовремя сдавать налоговую декларацию, платить страховые взносы и сами налоги. Сложности появляются, когда ты нанимаешь первых сотрудников. Об этом и поговорим.
БУХУЧЕТ, ЮРИДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ, ОТЧЕТНОСТЬ
Сложность бухгалтерской отчетности заключается в том, что формы отчетности постоянно меняются, все время утверждаются новые отчеты и упраздняются старые. Например, еще совсем недавно ИП или ООО хотя бы с одним наемным сотрудником должны были подавать среднесписочную численность, 4 отчета в год в ПФР, 4 отчета в год в ФСС и еще пару отчетов в налоговую. Но уже сегодня появились новые ежемесячные отчеты в ПФР и еще ежеквартальные отчеты в налоговую инспекцию. Таким образом, я даже затрудняюсь ответить, сколько же сейчас отчетов в год должен сдать собственник ООО с одним сотрудником или тот же ИП с одним сотрудником. Но уже навскидку понятно, что не так уж и мало отчетов.
На самом деле во всем реально разобраться. Подавать отчеты важно своевременно и в полном объеме, т.к. за каждый несданный отчет или сданный несвоевременно предпринимателю грозят штрафы. По той же причине необходимо держать всю документацию в порядоке включая основные документы по охране труда, всевозможные документы, касающиеся экологии (если у вас производственное предприятие) и так далее.
Пренебрежительное отношение к поддержанию документов в идеальном состоянии мне вышло боком, когда я принял на работу первого в жизни сотрудника. Если описать историю в двух словах, то я не успел в 10-дневный срок собрать все необходимые документы и съездить встать на учет в ФСС в качестве работодателя. Все обренулось штрафом в 25 тысяч рублей от ФСС, что потом привело к судебному процессу, где я все-таки сумел снизить размер этого штрафа в 5 раз. Но ведь пришлось еще заплатить юристу. И штрафы суд тоже не отменил, а только снизил.
По факту получается, что лучше бы я изначально заплатил бы юристу или бухгалтерую за консультацию прежде чем нанимать человека на работу. Возможно, что мне бы посоветовали бы оформить все по-другому. Например вместо трудового договора, сделать гражданско-правовой договор (что было правильнее в моем случае). Тогда бы удалось избежать штрафа.
В СУХОМ ОСТАТКЕ
В итоге можно сказать, что нет ничего сложного в организации фирмы или открытии ИП с сотрудниками. Но нужно иметь в виду, что здесь есть свои подводные камни, о которых нужно почитать до того, как что-либо предпринять.