Своё дело


Неудачный опыт открытия фотостудии

В сытном 2008 году, а конкретно в феврале месяце, мой старший товарищ решил открыть фирму в совершенно новой для себя отрасли. Основной вид его деятельности – PR и реклама, агентство работает достаточно успешно на рынке Санкт-Петербурга уже с 2000 года. Стоял выбор между несколькими вариантами – фотостудией, веб-студией, хостинговой компанией или небольшим интернет-провайдером в пригороде Питера. В итоге, рассмотрев подробно ситуацию на всех этих рынках, пришли к выводу, что объективно выгоднее будет открыть фотостудию с расширенным комплексом предлагаемых услуг. По сути, наше предприятие должно было заниматься как непосредственно фотоуслугами, так и многими другими вещами, в частности розничной продажей расходных материалов для фотоаппаратов и ПК, дизайнерскими услугами (разработка логотипов, фирменного стиля и т.п.), а также, благодаря сотрудничеству с несколькими типографиями, предоставлять услуги по печати полиграфических материалов в крупных объемах.

Нашим первым шагом стал поиск возможных работников для нашей фирмы. Первоначально планировалось, что для работы непосредственно в офисе будут привлекаться только профессиональный фотограф и менеджер по приему заказов (как лично, так и по телефону и через интернет). Уже потом, проработав около месяца, пришли к выводу, что оправданно держать в офисе и человека, разбирающегося в дизайне и полиграфии, так как заказчики, общаясь с менеджером, который был не способен говорить с ними на профессиональном языке в этих областях, подчас просто разворачивались и уходили. Офис для своей компании мы арендовали в одном из центральных районов города (Василеостровский), в непосредственной близости от станции метро и с хорошей транспортной доступностью. Помещение находилось в бизнес-центре класса В+, что с одной стороны было весьма выгодно нам по стоимости аренды, с другой стороны – прекрасная отделка всех помещений БЦ внушало доверие клиентам и повышало тем самым авторитет нашей компании. Наш офис состоял из 3 небольших, примерно одинаковых комнат по 15 квадратных метров. Одна комната представляла собой reception, в которой находился менеджер по приему заказов, а также на стеллажах были представлены товары, которыми производилась торговля (фотобумага, цифровые фотокамеры, устройства хранения данных и т.п.). Вторая комната была полностью оборудована стационарно для проведения фотосессий. В третьей комнате располагались рабочие места дизайнеров, где они могли продемонстрировать клиентам свои работы и где возможно было в комфортной обстановке обсудить детали будущей работы с заказчиком.

Нашим важнейшим конкурентным преимуществом было наличие собственного раскрученного рекламного агентства (взаимный обмен клиентами). Также была проведена хорошая рекламная кампания при запуске нового бизнесе (при помощи общей рекламы БЦ, и отдельно – через интернет, рассылку флаеров по предприятиям).

С марта по июнь (за 4 месяца) нам удалось полностью отбить все инвестиции на закупку оборудования (оргтехника, фототехника, ПО). Летом была проведена крупная рекламная кампания через раскрутку в соцсетях (ВКонтакте), таргетированную рекламу в интернете. В результате в августе-сентябре выручка возросла на 50-60 процентов.

Однако, начиная с октября 2008 года, мы вернулись на объем заказов приблизительно равный тому, что имели весной. Причина – последствия кризиса, сокращение бюджетов компаний на рекламу, а, следовательно, и на дизайнерские услуги и полиграфию. В октябре было принято решение снизить цены путем понижения нашей маржи. Несмотря на это, объем заказов неуклонно снижался, и до конца года фирма работала себе в убыток. В январе после неудачных переговоров о снижении размера арендной платы за офис решили закрыть убыточную компанию.

Основными причинами неудачи считаю, в первую очередь, трудности, которые переживала в тот момент вся экономика. Во-вторых, узкая специфика наших клиентов, так как это в основном были клиенты рекламного агентства, а следовательно корпоративные клиенты. Доля частных лиц в числе клиентов непосредственно по фотоуслугам была не более 30 процентов, большую часть составляли модельные агентства и заказы по линии рекламы. В-третьих, не слишком удачно был подобран персонал и построена система оплаты их труда, в частности, оплата труда наших дизайнеров была в полтора раза выше, чем у опытных фрилансеров-специалистов в данной области. В-четвертых, конкуренция на рынке фотоуслуг в крупнейших городах РФ крайне высока и в настоящий момент, на мой взгляд, наиболее оправдан выход в регионы. Ну и в-пятых, компанией оказывался достаточно узкий набор услуг.

Могу сказать, что, несмотря на не слишком удачный опыт, я по-прежнему считаю фотостудию одним из самых оптимальных вариантов бизнеса для людей, имеющих небольшой стартовый капитал. Оптимально открывать такую фирму в городе, не имеющем крупных игроков на этом рынке, а также оптимально организовать систему оплаты труда персонала и ценообразование, ориентируясь на потенциального клиента. Лучше если у вас будет помещение с отдельным входом с улицы, что позволит повысить продажи сопутствующих товаров и увеличить долю частных лиц и узнаваемость своей фирмы. Еще хороший момент – если у вас будет специалист и по видеозаписи для съемки свадеб, выпускных, юбилеев, а фотограф будет заниматься не только студийной съемкой, а и например фотосъемкой каких-то мероприятий, созданием выпускных альбомов и т.п. Специалистов по обработке фотографий и дизайнеров разумно искать через интернет, благо современные технологии позволяют работать удаленно с не меньшей эффективностью.

Автор: Шаров Евгений

Как открыть фотостудию?
Как открыть дизайн студию




07.04.10, 18:58
comments powered by Disqus
Хостинг компания Timeweb Хостинг от 69 рублей в AdminVPS
Как наполнить сайт хорошими статьями? - экономим деньги, время и нервы
Видеомаркетинг и фото - делаем киноматографическую картинку своими руками





Хватит растрачивать возможности! Тайм-менеджмент :-)

Всё бесит? Всё о продуктивности!




25 качеств успешных людей!

Даже если начальник угрожает! Стоит ли работать в выходные дни?

Кредитная карта Сбербанка

Книга про микробизнес от создателей garagebiz.ru