Нужен ли бизнес-план?
Нужен ли бизнес-план?
Бизнес-планирование – это всегда немного гадание на кофейной гуще. Всё, что вы пишете на бумаге, запросто может не исполниться даже на десять процентов. Как правило, ожидания могут не оправдаться. Это особенно справедливо в том случае, если вы начинаете первый в жизни проект из отрасли. Тогда у вас нет вообще никаких исходных данных. Условно говоря, цифры берутся с потолка.
Для бизнес-плана лучше вообще не писать никаких цифр, чем брать эти цифры с потолка.
Хотя, если вы показываете бизнес-план какой-то комиссии, то лучше какие-то цифры показывать. Но при этом обязательно отмечать, что цифры оценочные и будут корректироваться в зависимости от того, как пойдут дела в первые месяцы. Вот если у вас будут эти данные, то можно будет прогнозировать хоть какой-то рост или сезонное падение.
На вопрос нужен ли бизнес план или нет, нельзя дать однозначный ответ. У меня в ящике стола лежит один бизнес-план, который я писал для своего сайта. Всё, что в нём написано, никак не связано с реальностью. Единственная его польза в том, что там дан краткий обзор некоторых конкурентов, пара из которых навернулась медным тазом в то время, пока я занимался развитием своего сайта. Это интересно чисто для истории, но никакой практической ценности нет.
С другой стороны, хороший план развития для крупного проекта – вряд ли станет помехой, если его придерживаться. Скажем, при развитии своего сайта я всё делал на уровне подсознательных решений и вряд ли можно сказать, что я это делал планомерно. Были приняты определённые стандарты работы, которые я для себя взял в качестве основы и их придерживался. Но целостного и умного плана развития не было.
А ведь известно, что организации, которые используют планирование в своей работе – более успешны в финансовом отношении, чем аналогичные организации в долгосрочной перспективе. Источник – книга М.Мескона.
Читать руководство как написать бизнес план.
Садясь за бизнес-план, нужно четко понимать, зачем он вам нужен. Вы пишете его для себя? Для руководителя? Для дальнейшей работы? Вот исходя из этих задач и нужно думать какой бизнес-план писать, как и что туда вписывать.
Бывают типовые бизнес-планы. Но всё-таки каждый бизнес план будет уникальным, ведь нет двух одинаковых бизнесов. Ещё, стоит отметить, что вряд ли есть смысл заказывать бизнес-план на сторону. Например, Игорь Ашманов пишет в своей книге «жизнь внутри пузыря» о том, что сначала он катал бизнес-план на 60 страниц за 3 суток чисто для галочки, а потом владельцы портала заказали дорогой документ на 500 страниц чуть ли не за 100 тысяч долларов или больше (цифру не помню). В итоге этот документ никто не прочитал и в итоге его выкинули. Это пример бессмысленной траты денег. А что думаете о бизнес-планах лично вы?
• Готовый бизнес план