Нужен ли бизнес-план? И да и нет.
Целесообразность бизнес-планов под вопросом
Целесообразность бизнес-планов под вопросом
По отношению к бизнес-планированию есть две разные позиции:
- бизнес-план нужен в любом случае;
- бизнес-план нафиг никому не нужен;
Тут всё упирается в вопрос - а зачем вам бизнес-план?
Многие люди испытывают проблемы с созданием бизнес-планов и не знают как их писать. У каждого случая есть своя цель.
Бизнес планы обычно делают для того чтобы:
- привести мозги в порядок;
- определить цели;
- привлечь инвестора;
- уточнить планы развития, формализовать их;
Всё бы хорошо было бы. Но есть одно обстоятельство, которое спутывает все карты. Бизнес-планы не выполняются в реальной жизни. Если вы составляете бизнес-план, и в разделе финансового прогноза ставите какие-то цифры “с потолка”, то скорее всего эти финансовые планы никогда не будут осуществлены.
По крайней мере у вас должна быть какая-то статистическая информация о том, что ваша бизнес-модель будет работать примерно именно таким образом.
Если вы видите каких-то конкурентов, у которых внешне всё хорошо и собираетесь выводить аналогичный продукт или услугу на рынок, то помните, что никто достоверно не знает, работают конкуренты с прибылью или на одном энтузиазме. На самом деле их дело может быть совершенно убыточным.
Например, когда я готовил бизнес-план для http://www.garagebiz.ru , то я ориентировался на ценники по рекламе крупных журналов, которые печатаются в оффлайне и у которых был развитый сайт. На практике оказалось, что когда я достиг сопоставимых цифр посещаемости, выручка с одного рекламного блока оказалась в разы меньше ожидаемого. Если не в десятки раз. Конечно, был кризис 2008-2009, но я опирался заведомо на ложные данные.
Если на сайте написано, что рекламный блок стоит 70000 рублей в месяц, то на самом деле может быть, что за этот рекламный блок никто не готов заплатить и 7000 рублей в месяц.
Так что делать финансовые прогнозы в бизнес-плане бессмысленно.
Если вы сделаете из бизнес-плана огромный 1000-страничный документ, то его никто читать не будет, если он будет слишком мал, то он может потерять смысл. Планировать сроки выполнения задач – совершенно неблагодарная работа. Обычно всё, что может пойти не так, обязательно пойдёт наперекосяк.
Обращаясь к своему опыту, я могу сказать, что сделать бизнес-план интересно. Лично у меня он не выполнился так, как там написано. Цифры с потолка по доходам и расходам так и не сошлись с действительностью, а многие конкуренты, которые в бизнес-плане описаны, в настоящее время закрылись.
Очень интересно полистать такой документ через пару лет после запуска вашего дела.
Вывод к статье прост. Бизнес-планы могут быть любопытны и полезны, но зацикливаться на них я бы не стал на вашем месте.
Отмечу также, что мой бизнес-план не попал на конкурс бизнес-планов среди студентов из-за сыроватости, но воплотился в реальный бизнес-проект, а эта награда намного интереснее, чем стипендия от АкБарс Банка, который проводил этот конкурс.