Нужно ли так много банковских отделений?
Фото с сайта edem-house.com
Фото с сайта edem-house.com
Сегодня ходил в Сбербанк, чтобы получить денежный перевод. У меня обычная сберкнижка “до востребования”, которую я получил ещё в то время, когда получал стипендию.
Когда институт и стипендия кончились, я этот счёт начал использовать не по назначению, а именно - принимать платежи Рекламной Сети Яндекса.
Каждый раз когда я хожу в Сбербанк, я трачу как минимум полчаса времени, а вместе с дорогой - ещё больше. Просто чтобы получить деньги. По сути дела, сберкнижки и банковские отделения - это всё вчерашний век. Если посмотреть на то, как другие новые банки строят работу, то там вы не найдёте никаких отделений. Банк ТКС имеет только один головной офис в Москве и рассылает предложения по почте и через агентскую сеть. Не вижу в этом ничего особенного. Сейчас при наличии телефонов и интернета многие вопросы можно решить удаленно. Когда я оформил интернет-банкинг в Татфондбанке, то вообще перестал появляться в отделении. Все приходно-расходные операции я делаю через банкоматы.
Отсутствие отделений позволяет банкам делать более выгодные условия по вкладам и кредитам. Так, Связной Банк предоставляет карту, на которую начисляется 10% годовых. Отделений у связного много, но они используются не только для банковских услуг, но и для продажи сотовых телефонов и т. д. В итоге эти издержки не перекладываются на клиента.
А зайдите в Сбербанк - там самые привлекательные депозиты идут по 5,5%. Это даже не смешно. А почему так происходит? Естественно, что большие отделения с большим числом сотрудников нужно содержать. Сбербанк - прибыльная контора. Соответственно, эти затраты с кого-то взымаются. И этот кто-то - клиент.
Я сегодня узнавал. Если у вас также есть сберкнижка до востребования и вы хотите избавиться от необходимости ходить в банк, то можно просто оформить карту и написать заявление, чтобы все приходящие платежи со сберкнижки автоматически редиректились на банковскую карту. Мне сказали, что никаких дополнительных комиссий в таком случае платить не нужно. Очевидно, что надо будет только оплатить обслуживание карты. Но это далеко не так дорого.
Возвращаясь к отделениям банков, то банкам нужно стремиться если не к сворачиванию своих отделений полностью, а к их консолидации - точно. Клиент должен приходить в банк только чтобы открыть пластиковую карту и забрать её. Плюс по каким-то особым ситуациям. Все операции нужно стремиться выносить на самообслуживание.
Конечно, придётся сокращать рабочие места. Но рынок труда таков, что кассиры без работы не останутся. Так что давайте внедряйте новые технологии. Меньше бумажек. Сберегательная книжка выглядит анахронизмом. Таким же как барабанный телефон или запорожец.