Оператор ПК
Оператор ПК – это довольно нужная и востребованная профессия, которая, к тому же, не требует каких-то особых способностей или образования. Операторы нужны во многих местах – в магазинах, на складах, операторами ПК «обзывают» бухгалтеров, девушек, набирающих тексты под диктовку, людей, работающих в специализированных складских, логистических, бухгалтерских программах, и так далее. Зарплата, как правило, низкая или средняя по сравнению со средним уровнем по городу – однако иногда под этим скромным названием прячется столько обязанностей, что оплачивают их не хуже, чем работу начальника какого-нибудь отдела.
Получить профессию оператора можно двумя основными путями: во-первых, пройдя специальные курсы, во-вторых – у работодателя, если он или она взяли человека без опыта и знаний и готовы его учить.
Курсы можно пройти за свои деньги, в какой-нибудь компании, которая такие проводит, а можно – получить направление с государственной биржи трудоустройства, которая время от времени проводит разные учебные мероприятия в рамках переквалификации своих подопечных с той профессии, которая у них есть, на ту, которая поможет им найти работу. Последний вариант может случится только в том случае, если человек зарегистрирован как безработный, и числится достаточно давно, а вакансия оператора ПК есть в наличии.
Что учат на курсах, и что вообще нужно знать оператору? Если кратко, то можно сказать так: «оператор – это человек, который умеет пользоваться компьютером». Курсы дают знания о том, как устроен компьютер (системный блок, монитор, клавиатура, мышь), операционные системы, как в них работать, то есть учат пользоваться самыми распространенными, так сказать базовыми программами (например Word, Excel, Блокнот), объясняют, что такое Интернет и так далее. Разумеется, в современном мире большинство молодых людей не нуждаются в курсах – они и так все это уже знают, и часто даже лучше, чем преподаватели некоторых курсов. А вот со специальными программами сложнее – за навыками их использования и впрямь нужно идти либо на курсы, либо учиться уже на работе.
К примеру, международная и весьма крупная компания, отделения которой работают под именем «Flextronics», пользуется различными версиями программы «Baan» - она служит и для учета приезжающих запчастей, и для заказа новых партий у поставщиков, и для финансовых расчетов. Сама по себе программа не сложная, за две недели и при наличии инструктора ее изучит почти любой школьник. Другое дело, что за пределами фабрик «Flextronics» ее не найти, да и необходимости в ее знании нет. Поэтому региональные офисы берут на работу людей, умеющих обращаться с компьютером в принципе – и уже у себя обучают нужным навыкам.
Другой пример – работа оператором ПК в супермаркете и любом магазине или складе, где есть такие вакансии. Во многих супермаркетах существует такая должность, как «приходист», которая в трудовой книге красиво записана, как «оператор ПК». Что делает такой человек? Любой магазин имеет регулярный завоз товара (а самые опытные либо с малым бюджетом заказывают товар у поставщиков часто и малыми партиями), который нужно зарегистрировать в соответствующих документах, и, если она есть, в специальной программе.
Одна из таких программ – «Market», существуют различные ее версии, от более старых до новых, умеющих делать больше и быстрее. Среди всего прочего, эта программа следит за количеством товара, за тем, что продано и сколько, когда, она также может рассчитать, какой товар нужно заказывать и когда, в ней же устанавливаются цены на продаваемый товар (программа связана с кассами, в которых люди расплачиваются за свои покупки). Часто этой программой занимается оператор – он регистрирует в ней приехавшие от поставщиков новые товары, устанавливает цены, по которым товар будет продаваться (разумеется, цены определяет менеджмент – задача оператора установить их в программе), обеспечивает напечатанными на бумаге ценниками на товары продавцов, делает отчеты для руководства, иногда помогает кассирам, набирает и распечатывает документы вроде заявлений о принятии на работу или увольнении… Все это может входить в работу оператора ПК в магазине, и только половина из этого будет входить в обязанности работника официально, а вторую половину придется делать потому, что «попросил коллега» или «велел начальник».
Оператор восемь часов в день, а то и дольше, сидит на одном месте и смотрит в монитор – это большая нагрузка на глаза и на позвоночник. Часто эта профессия предусматривает работу по выходным – тем более в магазине – и сменный график работы. Также не все работодатели предупреждают о ревизиях – а часто они проводятся ночью – и о том, что оператор должен в ревизиях участвовать.
Суммируя все вышесказанное, оператор ПК должен уметь и быть готовым к следующему:
• работать за компьютером 8, 10, 12 часов в день пять-шесть дней в неделю либо работать посменно (два дня рабочих, два выходных, либо с другой периодичностью);
• Быть готовым работать, если нужно, в выходные и ночью;
• Быть терпеливым и внимательным (ошибка в одной запятой при вводе цены может стоить рабочего места – если покупатель купит по неправильной цене и устроит скандал);
• уметь работать с офисной техникой (принтером, факсом, сканером);
• уметь печатать слепым методом;
• знать хотя бы основы делопроизводства (например, как выглядит заявление о приеме на работу);
• и, самое главное – он должен точно знать, что он готов делать, а что нет, и быть достаточно уверенным в себе, чтобы не заниматься чужой работой в ущерб собственной.