Определение понятия «оппортунизм» и его виды
Понятие оппортунизма возникло в конце ХХ века в связи с развитием теории трансакционных издержек. Согласно данной теории экономически активные индивиды поступают «преднамеренно рационально, но в действительности обладают этой способностью лишь в ограниченной степени» [8. C. 24], а также цинично преследуют личные цели.
Трансакционные издержки – это «затраты на управление экономической системой» [9. C. 48], возникающие вследствие оппортунистического поведения экономических агентов. Оливер Уильямсон, впервые обративший внимание на это явление, считал, что понятие оппортунизма включает в себя «преследование личной выгоды с использованием коварства«[1, с.30].
Иными словами, оппортунизм – это модель поведения экономического агента, при которой он предоставляет искажённую информацию с целью запутать партнера. Подобные поступки не могут пройти бесследно для экономики и влекут за собой информационную асимметрию, которая усложняет экономическое взаимодействие и организацию как до заключения сделки (ex ante), так и после (ex post) [8. C. 4].
Итак, оппортунистическое поведение имеет следующие признаки:
- асимметричная информация;
- преднамеренно недобросовестное поведение, носящее скрытый характер;
- несовпадение интересов и ущерб контрагентов.
По моему мнению, информационная асимметрия – это хорошая почва для зарождения оппортунистического поведения, но не главная причина его появления. Главным условием для развития оппортунизма является разница в интересах контрагентов.
Различным видам асимметрии информации соответствуют три типа оппортунистического поведения:
1. Скрытые характеристики - асимметрия информации, приводящая к неблагоприятному отбору из-за того, что покупателю неизвестны качественные характеристики продукта.
2. Скрытые действия - приводят к моральному риску стороны, обладающей информацией.
3. Скрытые намерения партнера по сделке могут привести к вымогательству. [12, с.203]
Согласно теории политэкономии, интересы работодателя и наёмного работника всегда противоположны. Если работодатель старается снизить издержки и увеличить прибыль, то работник стремится к повышению заработной платы. Такое несовершенство системы стимулирования труда, как фиксированная заработная плата, позволяет развиваться оппортунистическому поведению работника: он начинает халатно относиться к своему труду в ущерб фирме. Можно сделать вывод, что работник не видит взаимосвязи между своим трудом и конечным продуктом. В первую очередь, это объясняется тем, что заработная плата никак не зависит от проделанной им работы.
Работник, не видящий этой взаимосвязи, теряет мотивацию труда и становится склонным к оппортунистическому поведению. С моей точки зрения, причиной оппортунизма работников является отчуждение от управления и собственности, приводящее к снижению заинтересованности в труде. Самыми распространенными формами оппортунизма трудящихся являются небрежность, отлынивание, использование служебного положения, сознательная халатность и т.п.
Чтобы вникнуть в суть оппортунизма работников, я объединил два подхода: с одной стороны, оппортунизм, который рассматривался согласно теории трансакционных издержек, с другой, – политэкономическое понятие отчуждения труда. Очевидно, что оппортунистическое поведение работников возникает вследствие отчуждения труда и является его внешним проявлением. Развитию оппортунизма способствуют слабый уровень корпоративной культуры, наличие ассиметричной информации, отсутствие оценки труда и необходимого контроля за деятельностью работников.
Поэтому я считаю, что наилучшим способом избежать оппортунистического поведения является согласование интересов работодателя и работника, которое позволило бы выплачивать адекватную заработную плату, соразмерную количеству и качеству проделанной работы.
Открытая корпорация широко применяется в качестве формы организации бизнеса с середины XIX в. Ее основными чертами являются:
1. Ограниченная ответственность (подобно закрытой корпорации).
2. Обезличенные права и доли собственности, которые торгуются на специальном рынке.
3. Разделение между менеджером и собственником (процедура найма менеджера собственником достаточно сложно регламентирована). [13, с.119]
Распыленность факторов производства внутренней корпорации приводит к частым внутренним трансакционным издержкам. Рудольф Гильфердинг и В.И. Ленин в своих трудах указывали на особый этап развития капитализма, в котором сама производственная организация поглощает огромные массы капитала, что приводит к необходимости увеличивать масштабы фирм.
Для этого можно взять большие кредиты в банках, но попасть под их контроль (германский путь), либо можно аккумулировать рассеянный капитал посредством выпуска акций (британо-американский или англосаксонский путь).
По мнению марксистов, на данном этапе лишь немногие капиталисты способны контролировать массу капитала, которая в 10-15 раз больше их собственного капитала. Так владелец 10-15 % акций компаний такого рода становится реальным хозяином (при условии, что остальные владеют около 2-3 % акций). Посредством голосования он может подчинить своим решениям других акционеров.
Берли и Минц заметили другую проблему открытой корпорации – издержки агентства и описали ее с точки зрения реальных возможностей небольшого акционера контролировать ситуацию в корпорации. Если сравнивать с издержками по выработке необходимого контроля и коллективного действия, мелкие акционеры имеют совершенно ничтожные выгоды.
Это приводит к тому, что менеджеры превращаются в агентов, не подвластных контролю и ничем не ограниченных в принятии решений, поэтому корпорация действует в интересах не владельцев капитала, а группы менеджеров, которые сумели дорваться до руководства.
Д.К. Гэлбрейт в своих работах также заметил, что в корпорации основным ресурсом становится не финансовый капитал, а управленческий ресурс. По его мнению, привлечение капитала равносильно найму рабочих, т.е. это контракт, в котором в дело вступает еще один собственник, но реально предъявляют права на корпорацию и контролируют ее те, кто ей управляет.
В 1970-ых гг. Дженсен и Меклинг, а также Фаме описали три основные группы факторов, способствующих ограничению оппортунистического поведения менеджеров корпораций.
К первому можно отнести конкуренцию на рынке капитала. Самостоятельно организованный фондовый рынок посредством обзоров специалистов бесплатно сообщает мелким акционерам надо ли продавать или покупать акции определенной фирмы. Поведение владельцев акций, в свою очередь, эффективно сказывается на поведении менеджеров.
Ко второму фактору относится рынок услуг обособленных менеджеров. Совет директоров определенной корпорации, ориентируясь на вознаграждение менеджеров и объективную стоимость корпорации, способен установить равновесную цену за услуги высшего менеджмента с учетом специфики конкретной корпорации. Такой рынок заставляет менеджеров вкладывать больше средств в капитальную стоимость корпорации (в дивиденды), а значит, вести себя менее оппортунистически.
Третий фактор – конкуренция между группами менеджеров, проявляющаяся в поглощениях корпораций. Капитальная стоимость фирмы, которая действует неэффективно на протяжении долгого времени, постепенно снижается, ее акции дешевеют, а значит, поглотить ее становится проще.
Команда менеджеров из поглощенной фирмы оказывается на улице и им не так легко найти быструю работу. Такая конкуренция также заставляет менеджеров вести себя менее оппортунистически.
Литература
Уильямсон О. И. Поведенческие предпосылки современного экономического анализа
Авторы:
Хайруллин Р.И., Рабцевич А.А.