Покупка готового бизнеса - 5 подводных камней
Изучаем мифы о покупке своего дела
Фото с сайта 5dom.net
Изучаем мифы о покупке своего дела
Фото с сайта 5dom.net
Перед покупкой бизнеса, нужно задуматься о следующих моментах, о которых мы поговорим.
1. Хороший бизнес не станут продавать?
Данное опасение имеет своё основание. Действительно, под видом многообещающего бизнеса вам могут попытаться «впарить» неудачный или не особо удачный проект. Например, заведение общественного питания в не самом проходном месте или производство невостребованной продукции. А вместо зрелого бизнеса вы можете получить предприятие, в отрасли которого намечается системный кризис. Но не всё так плохо. Иногда продают не только плохой бизнес, но и хорошей.
Мотивов для продажи хорошего прибыльного бизнеса могут быть самые разные. Владелец вдруг увлёкся другим делом, или же просто устал заниматься одним и тем же делом с утра до вечера в течение долгих лет. Иногда владельцы бизнеса хотят разойтись с соучредителями. Или просто хочется уже отдыхать. Иногда люди хотят превратить свой бизнес из бизнес-актива в финансовую форму. Почему бы и нет? Олег Тиньков продавал многие из своих успешных бизнесов.
Иногда бывает и так, что владельцы бизнеса доводят своё предприятие до столь крупных масштабов, что самостоятельно руководить им и оставаться эффективными на рынке – не могут. Продажа готового бизнеса другим людям с нужными навыками – это тоже выход.
2. После крупного бизнеса управлять малым бизнесом легко?
Топ-менеджеры огромных организаций думают, что они легко оседлают малый бизнес и смогут когда-нибудь стать полноправными владельцами бизнеса. Пусть он будет и поменьше, чем на нынешнем месте работы, зато будет полностью свой. Однако, малый бизнес и крупный бизнес имеют принципиально разные конкурентные преимущества. Так крупный бизнес экономит на масштабе, может позволить себе провести крупное маркетинговое исследование. В то же время малый бизнес не имеет ни бренда, ни мощных финансовых ресурсов, не является лидером рынка. Однако малый бизнес может очень быстро принять решение и буквально в тот же день преступить к реализации. Сила малых предприятий в их гибкости.
Кроме того, в малом бизнесе, как правило, владелец самостоятельно принимает решения, самостоятельно организует их выполнение, а порой самостоятельно всё делает своими руками. Порой наёмные работники вообще для такого предприятия бывают нецелесообразны, или же выгода от найма сотрудников не всегда бывает столь очевидной. Мы уже не говорим о том, что тут степень MBA уже не так полезна, да и найм дополнительного управленческого персонала явно не нужен.
Короче говоря, готовьтесь к огромному потоку оперативных проблем.
3. Идеальный бизнес – с недвижимостью в собственности?
С одной стороны, своя недвижимость страхует вас от того, что вас «выселят» или поднимут арендную ставку. Кроме того, можно брать кредиты на развитие под залог недвижимости, что обеспечивает низкую процентную ставку по кредиту. Но есть свои минусы. Организации со своей недвижимостью, как правило, развиваются медленнее, чем конкуренты с арендованными площадями. А это значит – потерю доли рынка. Одним словом, весьма спорный вопрос, брать ли недвижимость в аренду или покупать для развития своего бизнеса. Во многом это зависит от особенностей вашего дела.
4. Бизнесом можно не управлять лично?
Обычно чем меньше бизнес, тем больше требуется участия владельца организации. Поэтому купить бизнес с доходностью 50-70% годовых – это маловероятно без личного контроля. Найм наёмного менеджера также не гарантирует нужных результатов. И помните, что малый бизнес, как правило, связан с высокой степенью риска. Автор статьи испытал это на собственном опыте. Покупка малого бизнеса может привести к тому, что вы будете ходить туда как на работу.
5. Консультант не нужен для покупки/продажи бизнеса?
Если у вас совместный бизнес, то правильнее вызвать оценщика со стороны, чтобы тот мог объективно оценить стоимость данного бизнеса. У него не будет конфликта интересов.
Читать также:
• как сделать из старых джинсов шорты;
• МРОТ 2013