Преимущества и недостатки франчайзинга для франчайзера
Франчайзинг является одним из наиболее популярных способов развития бизнеса. В известной триаде способов развития бизнеса: открытие собственного предприятия, M&A и франчайзинг, последний способ занимает почетное место. Франчайзинг имеет множество преимуществ, за счет чего этот способ становится всё популярнее. Но, как любая другая бизнес-модель, имеет франчайзинг обратную сторону медали – недостатки. Что ж, давайте рассмотрим плюсы и минусы франчайзинга для франчайзера.
Начнём с преимуществ франчайзинга, которые получает франчайзер:
- Существенное снижение затрат, необходимых для расширения сети предприятий. В большинстве случаев именно франчайзи берут на себя основные затраты на открытие франшизных точек.
- Это быстрый способ развития бизнеса, ведь возможность использования всех ресурсов франчайзи позволяет франчайзеру существенно сэкономить время.
- Франчайзи заинтересованы в максимальном увеличении продаж и минимизации затрат, чего трудно добиться от наемных руководителей предприятия.
- Франчайзер освобождает себя от проблем, связанных с персоналом франшизных предприятий, потому что за решение всех проблем отвечает франчайзи.
- Существенное снижение уровня рисков, поскольку капитал франчайзера в минимальной степени задействован в открытии новых франшизных предприятий.
- Франчайзи знают специфику своего региона намного лучше, чем специалисты головной компании.
- Франчайзер накапливает огромный опыт ведения бизнеса, получая постоянную информацию от франчайзи.
За вышенаведенные преимущества франчайзинга приходится платить франчайзеру следующими недостатками:
- Сложно хранить коммерческие тайны.
- С франшизного предприятия франчайзер получает лишь определенный процент прибыли. И эти доходы существенно ниже, чем получаемая прибыль от собственной точки.
- Трудности в контролировании работы франчайзи. Обусловлено это тем, что франчайзи – это самостоятельный предприниматель, а никак не наемный работник. Кроме того, обычно франшизные предприятия расположены далеко от головной компании.
- Некачественная работа отдельных предприятий может негативно повлиять на имидж компании, испортить отношение клиентов и покупателей к бренду.
- Обучение и передача опыта франчайзи может привести к тому, что франчайзер вырастит себе конкурента в лице франчайзи.
Необходимо проанализировать все недостатки и преимущества франчайзинга для франчайзера, сделать выводы и решить, стоит ли идти этим путём развития бизнеса.
Автор: Casualites