Про контроль расходов. Составление бюджета и экономия в эпоху кризиса
Отдельное слово нужно сказать о контроле над расходами. В какой-то момент дела пошли очень быстро в гору. Это сыграло своего рода злую шутку. Почувствовав вкус успеха я почти что сразу начал все заработанные деньги вбухивать в развитие. Как раз тогда я и принял к себе на работу первого наемного сотрудника. Кроме того, я очень активно привлекал к работе фрилансеров. За несколько месяцев до того как дела поперли, мои ежемесячные издержки были равны приблизительно 10 тысячам рублей, а то и меньше. Но в какой-то момент издержки выросли уже до 18 тысяч рублей. Уже тогда я осозновал, что что-то вышло из-под контроля. И уже через пару месяцев все дошло до абсурдных масштабов. Итак, в октябре мои затраты были 18 тысяч рублей. В ноябре они достигли 32 тысяч рублей, а в декабре они вплотную приблизились к уровню приблизительно 50 тысяч рублей в месяц. Для аспиранта - внушительные деньги. Тогда я мог очень быстро собрать деньги, к примеру, на новый автомобиль. Но я предпочел вкладывать деньги в бизнес.
Вы спросите у меня, а что в этом плохого? На самом деле в принципе я все правильно делал. Но по содержанию были проблемы. Деньги тратились неэффективно. Например, за перевод одной англоязычной статьи я заплатил 5 тысяч рублей.
Было еще кое-что, что мне мешало развиваться. Например, государство объявило о повышении фиксированных страховых взносов в два раза для ИП. Теперь ИПшники всей страны должны стали платить не 17 тысяч рублей в год, а 36 тысяч рублей вгод. Если прибавить еще и штрафы, на которые я попался, то картина стала совсем удручающей. В какой-то момент я понял, что у меня уже собралось обязательств перед наемным сотрудником, фрилансерами, государством и партнерами на сумму около 100 тысяч рублей. Именно тогда я начал отказываться от многих обязательств.
В перву очередь с помощью юриста я уменьшил штрафы в 5 раз. Параллельно с этим произошел практически полный отказ от фрилансеров. Потом было сокращение моей сотрудницы, которая на тот момент работала полгода. Было неприятно. Затем я расторг отношения с деловым партнером, а чтобы вернуть ему вложенные им деньги пришлось взять кредит. Было тоже обидно за общий проект и вообще за то, что партнерство не сложилось. Ну и в довершение ко всему у меня скопились долги по налогам за себя и за сотрудника.
В общем и целом, все шло по наклонной вниз. И если бы не активные меры, то я бы просто не смог выдержать наложенные обязательства, так как дела шли все хуже.
Как я позволил всему этому случиться? Дело в том, что я не был сфокусирован на делах. Невозможно параллельно преподавать в университете более 10 пар в неделю, учиться на права, а также параллельно вести множество проектов (я параллельно вел три проекта). Вернее это возможно, но страдает качество управления.
Совместный с партнером проект отнял у меня 75 тысяч рублей и толком ничего не принес кроме головной боли. Фрилансеры и сотрудники были также не так полезны, как они хотели быть оплачены.
Сегодня я пришел к мысли, что экономия - это жизненно важный предпринимательский навык. Сейчас экономить расходы мне помогает бюджет, который я принимаю в начале каждого года. У меня все расписано по месяцам. Ежемесячно стараюсь сокращать вложения в бизнес и сегодня мои издержки вновь вернулись к уровню двухлетней давности. Почти со всеми долгами я рассчитался. И теперь стал заметно осторожнее относиться к любым расходам.
Новые проекты теперь я стараюсь запускать без бюджета или с минимальными расходами. Пару лет назад я бы не понял такой жадности. Но это не жадность. Это стремление быть эффективным.