Профессиональное выгорание: определяем и нейтрализуем.
Профессиональное выгорание – это болезнь развитой цивилизации. Чаще всего от нее страдают сотрудники, работа которых заключается в интенсивных отношениях с людьми. Вследствие этого у опустошенного морально и физически человека может возникнуть убеждение, что именно окружающие виновны в его состоянии. Но это не так. Основная причина профессионального выгорания – постоянный стресс, приводящий психическому истощению и физическому дискомфорту.
Симптомы профессионального выгорания многообразны. Потеря интереса к работе и даже смысла самой жизни. Чувство постоянного раздражения, неудовлетворенность своим положением. Пропадает сон или, напротив, наваливается непреодалимая сонливость. Меняется аппетит – у некоторых исчезает совсем, у других становится неудержимым. И как следствие возникают проблемы с весом. Приходит хроническая усталость, когда даже самые простые физические действия кажутся непосильными. Чтобы возвратить душевное спокойствие и нормальный сон, люди начинают принимать снотворные и успокоительные. И в результате становятся вообще неспособными уснуть или сохранять спокойствие без таблеток.
«Чуть помедленнее, кони…»
Основной причиной профессионального выгорания специалисты считают слишком быстрый ритм современной жизни. Все стремительно меняется, постоянно появляется что-то новое – волнующие мировые события, технические новшества, условия работы. Чтобы быть в курсе всех перемен, контролировать ситуацию, отвечать возрастающим запросам приходится постоянно учиться, овладевать чем-то новым, приспосабливаться к изменившейся ситуации. Многие просто в силу склада своей психики не могут поспеть за ускоряющейся жизнью. В результате возникает неудовлетворенность собой и окружающим миром, раздражение, физический и умственный дискомфорт.
Конфликт поколений
Проблема отношений между поколениями существовала всегда, но никогда она не была так явна, как сегодня. Именно в силу стремительности жизненных изменений. Молодые живут в совсем другой реальности, чем те, кто старше их на 15-30 лет. А что уж говорить о более старом возрасте, для поколения Z – это вообще непонятное и вымирающее племя, сродни динозаврам. Неспособность разговаривать на одном языке, непонимание друг друга, связаные с этим бытовые и производственные конфликты – все это оказывает дополнительное давление на психику, усиливает стресс.
Решительность и максимализм группы Z
Карьерный рост, который является главным стимулом в профессиональной деятельности для зрелых людей, теряет свою привлекательность для поколения Z. Для них гораздо важнее самореализация, поэтому, даже достигнув завидных результатов в одной компании, они не останавливаются перед тем, чтобы сменить ее, если появляется перспектива попробовать себя в чем-то новом. И когда таким молодым человеком овладевает желание сменить сферу своей деятельности, удержать его бывает очень трудно.
Искания 30-40-летних
Между 30 и 40 годами у многих людей возникает чувство, что они живут не так, как следует, занимаются не тем, для чего предназначены судьбой. Вполне успешные люди, добившиеся значительных успехов в своей работе, вдруг уходят из компании и начинают заниматься совершенно новым для них делом. Чем немало удивляют рассудительных и прагматичных знакомых или родственников.
Кризис зрелого возраста
Что переживает практически каждый человек, так это ломку всех его устоявшихся взглядов при наступлении определенного возраста. При подходе к 50-летнему рубежу у многих из нас меняется взгляд на мир и собственное положение в нем. Карьера и профессиональная деятельность становятся гораздо менее важными, чем другие ценности, которыми пренебрегаешь, строя карьеру. Свободное личное время, общение с семьей, возможность сосредоточенно подумать о чем-то, просто понаблюдать за течением жизни, которая безвозвратно уходит. И под действием этого чувства вместо загруженной, не оставляющей времени ни на что другое, кроме работы, деятельности, человек выбирает жизнь с меньшими доходами, но большими возможностями для жизни в ладу с самим собой и своими близкими.
Страх и борьба вместо созидания
Напряженная экономическая ситуация увеличивает давление на всех работающих. Хотя, собственно, рыночной экономике в любое время свойственна высокая требовательность к работникам всех уровней. Над большинством из них довлеет страх потерять работу и лишиться заработка. И когда это давление превышает определенную меру, происходит трансформация поведения работника в компании. Главной целью становится не созидание на благо фирмы, предоставившей работу и заработок, а борьба за то, чтобы любой ценой удержаться на своем месте. И как результат, резкое снижение эффективности работы и комфортности жизни.
Культура корпоративных отношений
Вышеописанная неблагополучная ситуация может провоцироваться и ошибками в управлении компании. Слишком высокие требования к сотрудникам, необъективная оценка деятельности тех или иных специалистов, игнорирование их трудов и заслуг приводит к глубокой неудовлетворенности своим положением и к поискам другого места работы. Такого, где к сотрудникам относятся с большим вниманием и уважением.
Но не все так плохо
У работодателей всегда есть возможность исправить неблагополучную ситуацию с кадрами. Нужно лишь определить причину, по которой тот или иной сотрудник стал проявлять признаки профессионального выгорания. Тем, кто испытывает неудовлетворенность своим положением в служебной иерархии, нужно предложить более высокий пост – при условии, конечно, если он того заслуживает. Боящемуся потерять работу желательно дать понять, что им дорожат и не планируют избавляться от него. Нагруженного сверх меры обязанностями следует освободить от чрезмерной нагрузки, поручив часть его работы другому или назначив ему помощника.
Главное, что следует знать каждому руководителю компании, – то, что человек, довольный своим положением в профессиональной и личной жизни, способен работать с гораздо большей пользой для компании, чем тот, которого терзают неудовлетворенность и страх. Поэтому создание в коллективе спокойной рабочей обстановки – это прямой путь к повышению экономических и финансовых показателей компании.
Автор: Пантюх Дарья- CEO & Founder “Personal Partner Consulting Boutique”, Партнер «stepAhead», Бизнес-психолог и консультант, Коуч, Тренер, HR эксперт.