Профессия преподаватель
Ещё пару лет назад я сидел за университетской партой и слушал, что же нам говорят те или иные преподаватели. Среди них были самые разные люди. Кого-то было интересно слушать, кого-то нет.
Самое худшее, что мог придумать преподаватель - это читать лекцию по бумажке и заставлять студентов писать под запись. В частности, мы в письменном виде записали почти всю историю России. После такой пары у нас буквально свобило пальцы. Мы час и двадцать минут непрерывно писали. С тем же успехом мы могли бы сидя дома переписать учебник.
Всегда мысленно ругал преподавателей, которые явно плохо разбираются в предмете или стремятся вести пару под диктовку. Это было ужасно.
И вот - намедни я сам начал вести занятия. Я взял всего лишь одну группу. И веду всего лишь одну дисциплину - информатику. Сам раньше учился на прикладной информатике в экономике, работал на разных предприятиях в качестве программиста и web-мастера. И сейчас у меня свой бизнес, связанный с интернет-проектами. Таким образом, автор этих строк является тем человеком, который действительно разбирается в том, о чём говорит на занятиях.
Что же я могу сказать после того, как я посмотрел на учебный процесс с другой стороны баррикад? Сразу хочется отметить, что вести пары в течение часа с лишним довольно тяжело. Элементарно заканчивается круг тем для рассмотрения. Так как я суть темы могу развернуть буквально в течение пяти-десяти минут, опуская малозначимые детали. А что делать в оставшееся время? Наверняка эта проблема связана с тем, что у меня пока недостаточно педагогической практики.
Преподавателям без ученой степени (как я) платят немного. Как я прочитал в договоре - 90 рублей за академический час. То есть 180 рублей за пару. То есть, чтобы более-менее прилично зарабатывать, нужно вести порядка десяти пар в день. В моём случае получается, что я приехал, отвёл занятие, заработал свои 6 долларов, а потом на обратном пути захожу в кафе и трачу раза в два больше
Но лично я преподаю не ради денег, а для получения педагогической практики. Педагогическая практика показывает: далеко не все готовы воспринимать твой опыт, который ты пытаешься преподнести. Почему? Видимо, не педагогическое образование мешает это сделать. На мой взгляд, ставить двойки или выгонять с занятий за то, что кто-то не слушает - как-то смешно чтоли В первую очередь я ориентируюсь на тех, кто слушает.
Убежден: человека нельзя чему-то научить. Можно лишь помочь ему, поспособствовать, направить. Всё остальное от лукавого. Человек может формально присутствовать на паре, но думать об иных вещах.
Это сразу видно. Кто-то старается сесть поближе к преподавателю, а кто-то садится в самый дальний угол и всё занятие смеется.