Профессия торговый представитель: личный опыт
Фото с сайта marketkom.ru
Фото с сайта marketkom.ru
Объявления о поиске сотрудников пестрят фразами: «Требуется торговый представитель», привлекая соискателей большими зарплатами. Хочу рассказать о том, как я работала торговым представителем, может кому-то поможет мой опыт при выборе места работы.
Когда решила сменить университетскую парту на ежедневную работу, я уже знала, что хочу устроиться торговым представителем. И даже имела некое представление о том, кто они такие и чем занимаются. Тогда я думала, что торговый ежедневно ездит по магазинам и собирает заявки на поставку товара.
Все достаточно просто и даже интересно, подумала я, и начала искать такую работу. Вскоре нашла. После довольно непродолжительного обучения, меня отправили в «поля» одну. На местном сленге это означало объезжать торговые точки на вверенной тебе территории: уговаривать контактных лиц заказать больше товара, заниматься выкладкой, искать новые точки сбыта, вести переговоры и т.д. Первые несколько недель я пыталась вникнуть, затем пыталась решать возникающие проблемы, выполнять постоянно растущие планы, исполнять требования вечно недовольного начальства. В общем, так замоталась, что не заметила, как прошло больше полугода бешеной свистопляски. Очнувшись, я осознала, что все не так, как мне казалось, а намного сложнее.
Теперь позвольте мне отвлечься и резонно заметить, что в каждой профессии есть свои минусы. Многие люди очень любят жаловаться на работу. Как и во всем, если плюсы перевешивают минусы, то люди готовы мириться с обстоятельствами. Но мне кажется, что в работе торгового представителя минусов намного больше.
Это не так легко, как кажется
Работа торгпредом – адский труд. В ней много нюансов и подводных камней. Я работала торговым представителем в продуктах питания. Много проблем было с просроченным товаром, за него выписывали штрафы. А план надо выполнять, иначе зарплата будет маленькая. Приходилось искать новых клиентов. Тут надо уметь анализировать, быть внимательным, оценивать внешнюю обстановку. На глаз оценивать платежеспособность клиента и проходимость магазина. Ведь ценятся только активные точки, которые постоянно заказывают товар.
Также торговый должен контролировать доставку, отгрузку, возвраты, брак. С этим тоже часто бывают проблемы, приходится улаживать конфликты.
Часто надо выполнять обязанности мерчендайзера – специалиста по выкладке товара. В таком случае придется таскать коробки, копаться на складах и делать выкладку. Чаще всего в каждой компании есть свои требования и порядок выкладки, выкуплены свои полки, на которых должен стоять товар. Иногда случаются «войны» мерчендайзеров, когда люди из другой компании (чаще конкурирующей) портят выкладку, занимают полки или просто относят весь товар на склад. Если не успеть исправить до кого, как это увидит начальство, то можно «схлопотать» большой штраф. В некоторых компаниях как таковых мерчендайзеров нет, поэтому вся работа на торг.преде.
Лучше работать в компании, у которой нет конкурентов, продающих аналогичную продукцию. Эксклюзивные торговые представители всегда больше зарабатывают и им легче работается.
Между молотом и наковальней
Но с предыдущими сложностями вполне можно справиться, если бы не постоянный стресс. На торгового представителя постоянно оказывается психологическое давление.
Он посредник между поставщиком и торговой точкой, в этой коммуникации каждый гонится за своей выгодой, крайним остается торговый.
Чаще всего ему приходится общаться с абсолютно незаинтересованными людьми, убеждать их, «впаривать» то, что может быть им и не нужно. Иногда люди, с которыми приходится общаться (чаще всего товароведы) бывают настолько необразованными, твердолобыми и хамоватыми, что просто не дают работать.
Постоянное давление оказывают супервайзеры, каждый день на собраниях, твердят, что надо продавать еще больше. Причем это делается с подтекстом - «вы все г%*о». Бесконечные обучения, тренинги занимают много личного времени. Множество знакомых до сих пор работает в этой сфере и постоянно подавлены: «Если что-то у тебя получается, никто и слова хорошего не скажет. А вот не получается, сразу начинаю «тюкать» по темечку» - признается один из нынешних торговых представителей.
Не смотря на все заверения о командном духе в этой сфере, я его там совсем не заметила. Тут каждый сам за себя, как волки в стае: в любую минуту каждый готов вцепиться в другого. Тут нет коллектива, как такового, почти все время сотрудники «в полях», а начальство в офисе. Собираются все только на ежедневные внушения, от которых потом нет настроения.
Стиль жизни
Как сказал мне один умный человек, достигший многого в жизни, торговый представитель - это стиль жизни. Что мне нравилось в этой работе – это постоянно быть в движении: ездить по городам, развиваться, общаться. А все остальное сможет вытерпеть только чрезвычайно стрессоустойчивый, талантливый «продажник», сильный, умный, умеющий крутиться человек.
Мне кажется именно поэтому в сфере торговли такая текучка кадров, мало таких.
Я вытерпела год. Эта работа была для меня ускоренным курсом школы жизни.
Читать также:
• Оператор ПК