Прокачай себя
О, да!
О, да!
(продолжение топика «Бизнес-план Фрилансера»).
ПРОКАЧАЙ СЕБЯ
Я мысленно содрогаюсь, когда думаю о результатах поиска по запросу «как заработать в Интернете». Да-да, даже своё увлечение котом Васей, несчастную любовь или опыт единственной поездки в Польшу здесь можно продать. Как ни удивительно, всё это барахло из твоей жизни кому-то да надо. Главное – найти, кому.
Если же ты решил встать на путь профессионального фриланса, лучше, конечно, не «распродавать» себя и свою жизнь по кусочкам, а прикинуть, каким образом найти применение своим способностям.
Для этого тебе неизбежно придётся представляться и предъявлять свою «визитную карточку» - резюме и портфолио. А может, только резюме или портфолио. Но при этом обязательно возникнут два основных вопроса, на которые желательно заранее знать ответ:
ЧТО ТЫ УМЕЕШЬ?
Чтобы это выяснить, рекомендую проделать следующие шаги:
1. Сесть и честно зафиксировать в документе word список своих профессиональных навыков.
Это первый шаг для «офф-лайн-людей» - готовых специалистов, которые решили попробовать заработать в интернете. Конечно, можно «выдернуть» список умений из собственного давно готового резюме... Но, как правило, резюме часто привирают, недоговаривают или упоминают о Ваших способностях в общем виде. Хватит! Сделайте честное резюме «для себя».
2. Зайти на сайт любой фриланс-биржи и выбрать из списка специализаций всё, что, по-Вашему мнению, Вам подходит.
Поверьте, подход фриланс-бирж к Вашим профессиональным данным отличается от вашего собственного или подхода стандартных работодателей. Он более детален и web-специфичен. Именно он сформирует Ваше «интернет-резюме» (которое тоже по-своему привирает и недоговаривает. И именно по этой причине полезно иметь реальное «резюме для себя»).
Кроме того, это, как правило, первый шаг новичков - тех, кто фактически не имеет или имел весьма небольшой опыт работы в офф-лайн-среде.
3. Скомпилировать первый и второй списки и родить нечто «золотое среднее».
Это на случай, если Вы решите сочинить резюме-обращение к заказчикам (которое обычно размещается на вашей страничке фрилансера, в личном блоге, на сайте и т.д.)
Да, мы вышли в интернет, но наши заказчики – не только продвинутые интернетчики, понимающие, что такое «нейминг» и «постинг». Общаться придётся с нормальными русскоговорящими людьми. Поэтому желательно, чтобы им было понятно, а чем именно вы им будете полезны в интернет-среде.
КАК ТЫ ЭТО УМЕЕШЬ?
Подготовка портфолио – доказательства Вашего профессионализма и компетентности – ужасно утомительное, но, безусловно, нужное занятие.
Отличный, но не бесспорный вариант – личный сайт, на котором всё уже давно выложено. Ты просто даёшь ссылку на него и ни о чём больше не думаешь.
Помимо прочего, этот вариант может оказаться единственно подходящим для дизайнеров и программистов, желающих продемонстрировать всю мощь своего таланта.
Если же Вы, как и большинство, закачиваете портфолио на фриланс-биржи, приготовьтесь расчленить пул своих работ по самым странным признакам. Например, тексты – на статьи, новости, копирайт, рерайт, стихи, прозу…Всю эту «кашу» надо правильно «прожёвать» и не путать услуги (копирайт-рерайт) и продукты на их основе (новости, обзоры, статьи). С другой стороны – подобная «каша» отражает интернет-потребности и характер заказов.
Признаки хорошего портфолио:
Яркое
Даже если Вы не дизайнер, оно может быть таким. Если Вы создаёте сайты – выложите скриншот главной страницы вместе со ссылкой на сайт. Если пишите тексты – выкладывайте сканы напечатанных работы, скрины размещённых в сети текстов. Все мы до сих пор «любим глазами», поэтому демонстрируйте результат наглядно! Весьма поучительно в этом плане изучить портфолио топовых фрилансеров – например, на http://www.free-lance.ru/. Только не тушуйтесь и не комплексуйте после этого!
Разножанровое
Ненавязчиво продемонстрируйте способность работы в разных стилях и жанрах. При этом не следует совершать типичную ошибку и размещать примеры различных работ (интервью, заметка, стихи) на одну, любимую вами, тему. Лучше, если портфолио будет…
Тематически разнородное
Чем больше тем охвачено в Ваших работах – тем больше вероятность найти на них заказчиков.
Изучите структуру заказов на выбранных фриланс-биржах. Если Вы копирайтер, а заказчики минимум 20 раз в месяц хотят тексты про двери, вэб-студии и пластиковые окна, возможно, такие примеры найдутся и в Вашей копилке? Выставляйте их напоказ! Или работайте в этом направлении…
Воспринимаемое и легко оцениваемое
Не валите заказчика с ног количеством своих работ. Знайте меру! И хотя некоторые ресурсы повышают рейтинг за каждую выставленную работу, по-моему, правильней обновлять существующее портфолио методом замены работ, а не их дополнения. Показывайте свой рост ввысь, а не вширь. И уважайте время заказчика.
Начало: «Бизнес-план Фрилансера»
Продолжение следует.
Автор: Oddy.Say! © Специально для GarageBiz