Проводник пассажирского вагона
Проводник пассажирского вагона – увлекательная и ответственная профессия. Человек, решивший выбрать для себя эту специальность, должен быть физически и морально устойчив, готов к ненормированному рабочему времени и к немалым психологическим нагрузкам.
Проводник обязан разбираться в устройстве механизмов вагона и всех внутренних коммуникаций, обладать навыками оказания первой медицинской помощи пострадавшим от удара электрическим током, отравлении, инфекциях и прочих непредвиденных ситуациях. Также существует множество инструкций и правил, которые проводник должен неукоснительно соблюдать. Это касается формы одежды и обуви, правил передвижения по ДЕПО, уборки вагона, хранения инвентаря и посуды, заполнения отчетной документации, сбора, хранения и сдачи пассажирских билетов, способы подачи сигналов о маневрах подвижного состава и т.д.
Нужно понимать, что работа проводника начинается гораздо раньше момента, в который он вышел на перрон для посадки пассажиров. Перед каждым рейсом проходит производственное совещание или планерка, на которой проводников оповещают о последних происшествиях на железной дороге, даются указания и проводят распределение по маршрутам и вагонам. После планерки проводников ожидает процедура сдачи-приемки вагона и находящегося в нем оборудования, после чего они начинают готовить вагон к рейсу (получают необходимый инвентарь, постельное белье, продукты). Перед отправкой в рейс весь поезд проверяет линейный начальник поезда и в случае обнаружения недостаточно вымытой раковины или лестницы, эту досадную неприятность нужно оперативно устранить и приготовиться к подаче состава на посадку.
При посадке пассажиров в вагон, проводник обязан тщательно проверить соответствие данных паспорта и билета, а также номера вагонов, и в особенности поездов, поскольку бывают случаи путаницы среди пассажиров в отношении путей, сроков отправления и т.п.
Наконец, когда все пассажиры расселись по своим местам и поезд отправился, начинается самая напряженная и увлекательная часть пути. Необходимо собрать билеты у пассажиров, раздать постельное белье и напоить чаем желающих. При этом не забывать периодически закрывать-открывать туалет по мере приближения к станциям (в случае, если вагон не оборудован био-туалетом) и помогать пассажирам в их разнообразнейших просьбах и проблемах. Здесь многое будет зависеть от того, кто едет в вашем вагоне. Если это дети или подростки, необходимо следить за тем, чтобы они "случайно" что-нибудь не поломали или не залезли куда не следует. Если молодая компания, да еще и с пивом либо с другими спиртными напитками, нужно стараться контролировать их поведение дабы они не причинили вреда себе или окружающим. В целом же, необходимо находить индивидуальный подход к каждому конкретному пассажиру.
Теперь о том, как проходят дежурства. Обычно на один вагон приходится два проводника, которые должны сменять друг друга с периодичностью, установленной начальником поезда. Часто бывает так, что один проводник дежурит весь день, а второй всю ночь. Второе намного сложнее, несмотря на наличие возможности выспаться днем. Большинство пассажиров предпочитают бодрствовать в светлое время суток, и имеют привычку стучаться не только в служебное купе, но и в купе для отдыха проводников. Поэтому невыспавшемуся проводнику ночную смену дежурить сложнее, чем дневную, хотя и спокойнее.
Отдельной строкой рабочей жизни проводника являются проверки ревизоров, которые неожиданно, на любой станции, могут сесть в вагон и начать его "трясти" на соответствие нормам по санитарии, исправности оборудования и т.д. Надо сказать, что нормам не соответствует практически каждый вагон, поэтому найти "недочеты" особенного труда не составит, что повлечет за собой наказание. Поэтому на практике, как только появляется информация об очередном нашествии проверяющих, со всего состава собирается сумма, которая спасает весь состав от неминуемой, казалось бы, кары. Количество проверок за рейс угадать невозможно, следует только надеяться на удачу... К слову, суммы собираются из личных средств проводников, и те, при любой возможности стараются эти деньги "отбить", чтобы к возвращению не остаться в убытке. Для этого существует множество способов, самые излюбленные из которых: продажа кондитерских изделий по немного завышенным ценам; продажа продуктов, покупаемых проводниками заранее, специально для перепродажи; периодически появляется возможность передачи посылок (что незаконно и строго наказуемо); некоторые, особенно «отважные» проводники, сажают в вагон "зайцев".
Итак, поездка со всеми ее сложностями и приключениями подошла к завершению, и пассажиры покинули вагон. Но работа проводника на этом не заканчивается. Вагон нужно привести в порядок: собрать использованное белье, расфасовать его, свернуть матрасы (если это плацкартный вагон, матрасов будет больше 50) и поместить их на верхние полки, помыть вагон и ждать, когда приедет специальная машина, забирающая мешки с бельем. Начальник поезда назначит команду проводников, которые отправятся в прачечную сдавать под учет простыни и наволочки.
Проводник не должен оставлять вагон без присмотра, поэтому если данный вагон не уходит в рейс через несколько часов, проводника могут оставить в нем, для охраны до прихода новой бригады или специально нанятых людей, которые будут отвечать за его сохранность. Оплата труда проводника рассчитывается исходя из количества часов, проведенных в рейсе и на охране.
В целом, несмотря на сложности, работа проводников является одной из самых интересных и захватывающих. Она дает возможность посетить различные уголки нашей страны и зарубежья, а также встретить множество интересных людей. Люди, работавшие проводниками, гораздо сильнее и стрессоустойчивее, поскольку эта работа приучает контролировать себя и оперативно реагировать на различные нестандартные ситуации. Тот, кто однажды был проводником, эту работу будет вспоминать как нечто увлекательное, сильно контрастирующее с унылыми офисными буднями...