Пунктуальность работников. Сталина на вас нет!
Один из мифов позднесоветской эпохи, доживший и до наших дней, гласит: при Сталине работника, опоздавшего на работу, могли посадить, а то и расстрелять. Миф, конечно, весьма преувеличивает действительность, но факт остается фактом – 20-минутное опоздание приравнивалось к прогулу и каралось уголовной ответственностью. Однако, как оказалось, подобный подход к дисциплинированности сотрудников – прерогатива не только тоталитарных режимов. Компании во вполне демократических странах могут поставить работника в такие жесткие рамки, которым мог бы позавидовать сам Лаврентий Берия.
Наиболее радикальны в этом отношении японцы. Российские специалисты, имеющие опыт работы в японских компаниях, поделились информацией об особенностях их корпоративной культуры. Так, например, штрафные санкции могут применяться даже за опоздание на 1 минуту. Выходы в туалет или в столовую также жестко регламентированы. Сверхурочная работа приветствуется, а вот отпуска нет. Чуть большей «мягкостью» отличаются немецкие фирмы. Они тоже осуждают любые виды опозданий, но не имеют такого культа работы, как японские компании. Остальные европейские, а также американская и российская культуры обычно считают допустимым опоздание на время до 15 минут.
Однако не только от культуры зависит отношение к опозданиям. Огромное значение имеет технологический процесс предприятия и влияние на него каждого сотрудника. Например, если опаздывает работник конвейера, запускающегося в четко определенное время, то очевидно, что такое опоздание не допустимо, поскольку от этого работника зависит результат всего производственного процесса. В то же время, опоздание какого-нибудь «креативщика», который ведет самостоятельный проект, не будет столь критичным. В этом случае имеет значение только конечный срок выполнения проекта, а как и в какое время он будет выполнен – вопрос второстепенный. Самым ярким примером лояльности к творческим людям является рабочий распорядок в офисе компании Google, а точнее полное его отсутствие. Сотрудники могут приходить на работу в любое время, хоть ночью, и к их услугам, помимо индивидуально обустроенных рабочих мест, будут предложены массажный кабинет, кинотеатр, бассейн, спортзал и многое другое.
К сожалению, не всем дано быть гениальными айтишниками и работать в подобной «райской» обстановке. Большинство российских компаний все же требует от своих работников пунктуальности и обязательности. Во многих случаях это выражается в практически военном подходе сродни японскому – прийти на работу ровно в девять (десять и т.д.) ноль-ноль и уйти поздно ночью. Такая прямолинейность, не учитывающая местный менталитет, зачастую избавляет компанию не только от проблемы опозданий, но и от многих ценных сотрудников.
Эффективные менеджеры решают вопрос пунктуальности более тонко. Во-первых, стараются разобраться в причинах опозданий – например, удаленность места жительства работника или ДТП на дороге. Во-вторых, если позволяет производственный процесс, устанавливают гибкий рабочий график – например, нужно приходить на работу с 8 до 9, а уходить с 17 до 18. В-третьих, используют метод поощрения сотрудников, ни разу не допускающих опоздания. Еще одной разновидностью мотивации работников приходить на работу вовремя являются бесплатные завтраки. Например, если деятельность компании начинается в 9-00, то бесплатный завтрак можно получить с 8-00 до 8-45. Не менее оригинальным средством борьбы с «опоздунами» может быть введение специальных наград в виде значков на одежду – скажем, «Нарушитель дисциплины» или «Злостный прогульщик».