Реклама в условиях кризиса: как заявить о себе и не выглядеть глупо
Креатив в рекламе
Креатив в рекламе
Когда год назад случился обвал сначала на ипотечном, затем на фондовом рынке, самые продвинутые сильно не огорчились. Со всех сторон посыпались высказывания о том, что кризис непременно должен стимулировать креативное мышление – ведь условия поменялись, а цели остались прежними – бизнес немыслим без получения прибыли. И продажи по-прежнему нужно стимулировать. Но как?
Конечно, первыми оживились маркетологи и рекламисты. Против них было снижение покупательской способности населения. За – люди стали внимательнее относится к тому, что они покупают и сколько они готовы за это заплатить. Что же тут хорошего?
Во-первых, некоторые компании не пережили первую волну кризиса. А некоторые настолько урезали свой рекламный бюджет, что хоть и выжили, но исчезли из поля зрения потребителя. Рынок стал свободнее – в таких условиях даже те, кто просто напоминает о себе без всякого креатива, уже привлекают внимание, создавая буквально из ничего имидж солидной надежной компании. Еще бы – они пережили кризис! Да еще и на рекламу деньги остались! Вау…
Во-вторых, некоторые из переживших решили, что кризис – самое время сделать что-то по-новому, не так, как всегда. А вдруг, и результат превзойдет ожидания? Даже те, кто в первое время урезал рекламные бюджеты, неожиданно одумались и стали вкладывать деньги в, новаторские, по их мнению, идеи. Вот тут и начались поиски креатива.
Тренды антикризисной рекламы: экономия вместо престижа, «Зачем делать новую рекламу, если и старая еще сгодится», акцент на управлении реальностью, объявление о розыгрышах, подарках и скидках, «Безумью храбрых поем мы песни» и креатив ради креатива.
Как ни странно, но большая часть телевизионной рекламы, внешне почти не отличается от того, что было до кризиса, разве только акцент сделан на полезность и экономию, а не на уникальность или престижность. Снова и снова множество женщин и закадровых голосов рассказывают о чудесных средствах, которые моют и чистят сами, экономных шампунях, на которые перешли даже СПА-салоны, лекарствах, без которых сейчас ну никак не прожить и, конечно, туалетной бумаге. Никакого особого креатива, зато очень наглядно. Людям, решившим экономить, буквально на пальцах объясняется, чем один товар лучше другого. И как он может быть им полезен именно сейчас, в кризис, когда вокруг стресс, грязь и болезни. И люди внимательно слушают. И, кажется, верят.
А вот некоторые другие компании, например, Lexus, вообще решили не снимать новую рекламу, а просто вернуть на экраны то, что уже было больше полугода назад. Логика есть – ролики, созданные в самый разгар кризиса, сработали вхолостую – в первые два квартала этого года продаж практически не было. И сейчас есть смысл сделать вторую попытку – тем более, если реклама отвечает еще одному тренду – управлению реальностью.
Смотри в будущее. Живи с опережением.
Темы авторства своей жизни, управления реальностью и осознанности пришли из тренингов личностного роста и стали завоевывать популярность как раз среди той аудитории, на которую и направлены большинство рекламных сообщений – активных потребителей.
Не меняет мир. Меняет настроение.
Современная интерпретация старой истины: «Если не можешь изменить ситуацию, меняй свою отношение к ней». И одно из базовых положений теории управления реальностью – меняй себя, и ты изменишь мир.
А для тех, кто еще не готов стать автором своей жизни, а надеется на удачу, у рекламной индустрии есть и такие заманчивые предложения, как лотерея, призы и невероятные скидки. Интересный феномен – люди стали экономить на товарах и услугах, но с готовностью кинулись играть с судьбой. Объяснение простое – когда особо ни в чем нет уверенности, возникает желание использовать любой шанс. Вот тут, как нельзя кстати, и оказались предложение выиграть миллион или получить двойные бонусы. Ничего нового придумывать не нужно было – просто дать людям то, чего им так не хватает в смутные времена – надежду.
И только совсем немногие производители, действительно, поймали креативную волну. Видя именно их рекламу, веришь, что кризис может быть не только проблемой, но и возможностью. Возможностью вырваться вперед в непрекращающейся конкурентной борьбе за умы, чувства и кошельки потребителей.
Безумно, как новый батончик с семечками.
Главное, не забывать, что быть не как все – мало. Важно помнить, что реклама делается не ради рекламы, а ради продаж. И все во имя креатива – неразумная трата и денег, и других ресурсов. Тем более во время кризиса.
Попробовал кот шоколад молочный и затих…
Сдох?
Автор: Виктория Вирта ©