Роль малых предприятий в экономическом развитии общества
Аннотация
В статье рассказывается о российском малом бизнесе, о его роли в развитии общества, экономики России, государственной поддержке малого бизнеса.
Abstract
The article tells about the Russian small business, about his role in the development of society, the economy of Russia, State support of small business.
Аннотация
В статье рассказывается о российском малом бизнесе, о его роли в развитии общества, экономики России, государственной поддержке малого бизнеса.
Abstract
The article tells about the Russian small business, about his role in the development of society, the economy of Russia, State support of small business.
В рыночной экономике наряду с крупными компаниями ежегодно появляются сотни тысяч мелких фирм, хотя тенденция к их укрупнению является достаточно долгосрочной. В развитых странах есть немало успешно работающих мелких фирм, среди которых как мелкие производственные фирмы, так и предприятия розничной торговли. Многие из этих фирм прогорают, но общее их количество постоянно растет.
Как правило, государство принимает ряд программ, направленных на оказание помощи мелким фирмам. Им предлагаются административная поддержка и консультации. Кроме того, тем, кто уже имеет или собирается открыть малое предприятие, оказывается финансовая помощь. Гибкость — это самое большое преимущество малой фирмы перед крупной, поскольку мелкая фирма может гораздо быстрее приспособиться к изменениям запросов потребителей.
Нельзя думать, что мелкий бизнес — это бизнес каменного века: молоток и ткацкий станок. Нет. Малый бизнес должен быть на уровне крупного бизнеса и по материальному, и профессиональному обеспечению. Он малый, или мелкий (это одно и то же) только по одному признаку: по величине авансированного капитала.
Российский малый бизнес - сектор экономики, в буквальном смысле порожденный реформами. Создавая этот важнейший сектор экономики, правительство преследовало свои цели. По-видимому, основными были две. Во-первых, с развитием малого и среднего бизнеса возникает так называемое среднее сословие - слой состоятельных людей - носителей идей и практики демократии. Стабильность общества, состоящего из богатых и бедных, достигается только при наличии этого «социального буфера». Известно, что если в стране отсутствует среднее сословие, то государственная власть принимает какую-либо из недемократических форм, а положение в государстве оказывается нестабильным, ввиду постоянных прямых столкновений богатых и бедных. Во-вторых, в мире государственные доходы от этого сектора экономики весьма велики и занимают второе место после налогов на доходы физических лиц.
Малые предприятия как наиболее мобильная форма бизнеса оперативно реагируют на изменения рыночной; конъюнктуры, способствуют быстрому насыщению рынка товарами, создают новые рабочие места, способствуют быстрому освоению достижений НТП, формируют конкурентную среду. Именно поэтому государства всех стран оказывают, поддержку малому предпринимательству, предоставляя таким предприятиям налоговые льготы, оказывая кредитную, финансовую, организационную, научно-техническую помощь.
Многообразие существующих форм организации бизнеса порождает широкий спектр возможностей для реализации предпринимательской функции в рыночной экономике. Несмотря на то, что каждая фирма является в своем роде уникальной и неповторимой, есть некоторые общие критерии, дающие возможность классифицировать фирмы по признакам, отличным от их организационно-правовых форм.
Согласно наиболее известному методу классификации фирм - количественному, - предприятие определяется как малое, среднее или крупное в соответствии с абсолютной величиной какого-либо показателя или группы показателей. Как правило, в качестве таких показателей берутся количество занятых на фирме, размер ее активов и годовой оборот.
Очевидно, что экономике объективно необходимо существование как крупных, так и малых фирм. Различие тех задач, которые решаются ими в непрерывной конкурентной борьбе, не должно ни в коей мере приводить к недооценке того значения, которое каждые из них имеют для развития экономики.
Малые предприятия — это небольшие по размеру предприятия, не функционирующие на базе сложной (детализированной) кооперации, исходным пунктом организации которой выступает не вид деятельности, а орудие труда. Такие предприятия всегда находятся в тесных кооперационных связях с другими звеньями общественного производства и, по существу, являются обособившимися звеньями единого производственного цикла.
Малые фирмы (малый бизнес) сильно зависят от ситуации, которая складывается на рынке, и почти не могут изменить эту ситуацию, даже если она неблагоприятна для них. У каждой из малых фирм недостаточно для этого ресурсов, а скоординировать свою деятельность они почти не в состоянии, по крайней мере, по большинству вопросов. Даже совместное лоббирование ими своих интересов в политической жизни обычно получается у них менее эффективно, чем у крупных фирм, которые могут мобилизовать для этого большие ресурсы. В результате малые фирмы намного чаще разоряются.
В то же время малый бизнес во многих странах обеспечивает огромную часть занятости (что весьма важно при высокой безработице), более чуток к конкуренции и запросам потребителей, а главное — является инкубатором предпринимательства. В силу этого в большинстве стран общество поддерживает малый бизнес, склоняя государство облагать этот бизнес уменьшенными налогами, предоставлять ему льготные кредиты и другие виды помощи для того, чтобы усилить устойчивость малого бизнеса.
При учреждении малого предприятия используют одну из перечисленных форм:
- полное товарищество;
- товарищество на вере;
- общество с ограниченной ответственностью;
- общество с дополнительной ответственностью.
В Российской Федерации в соответствии с Законом «О малом предпринимательстве» от 14 июня 1995г. при отнесении субъектов к малому предпринимательству применяются два критерия. Первый - доля юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, в уставном капитале предприятия не должна превышать 25%. Второй - численность занятых, дифференцированная по сферам деятельности. В соответствии с последним критерием к малым предприятиям относятся коммерческие организации, предельная численность работников которых не превышает: в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек, в сельском хозяйстве и научной сфере - 60 человек, в оптовой торговле - 50 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30 человек, а также все субъекты, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица..
Начало формированию легального малого бизнеса в России были положено во второй половине 80-х гг. на основе создания кооперативов и разрешения индивидуальной трудовой деятельности. В то время сложились благоприятные в целом условия для возникновения и paзвития мелкого предпринимательства: отсутствие серьезной конкуренции на рынке потребительских товаров и услуг; льготное налогообложение; временное ослабление административного нажима на предпринимателей и т.д.
Однако с середины 90-х гг. условия функционирования малого бизнеса заметно ухудшились, это выразилось в увеличении административных барьеров, резком росте налогового бремени и незаконных поборов государственных и криминальных структур, недоступности или дороговизне банковских кредитов, снижении платежеспособного спроса преобладающей части населения, отсутствие эффективной поддержки государства и т.п. Возникший в силу этих причин кризис малого бизнеса привел к стагнации и временами даже сокращению числа малых предприятий и их удельного веса в экономике России.
Число малых предприятий в России значительно меньше той критической массы, которая требуется для создания конкурентной среды. Если исходить из международной практики, согласно которой одно малое предприятие должно приходиться на 30—50 жителей, то России, необходимо 3,5—5 млн. малых предприятий.
В России коэффициент выбытия малого бизнеса (доля прекративших свое существование фирм за год) составляет 8% против 1% в экономике в целом.
Слабое развитие малого предпринимательства в России во многом было связано с неразвитостью механизмов его государственной поддержки.
Возрождение предпринимательской деятельности в России связано с целым рядом трудностей и противоречий.
Во-первых, медленно и зачастую бессистемно формируется законодательная база предпринимательства. Бизнес в России зарождается и развивается в условиях имущественной неразберихи и непомерно высоких налоговых ставок, лишающих фирмы значительной части конечного результата деятельности.
Во-вторых, свободе хозяйственной деятельности, договоров и объединений противостоит монопольная организация хозяйства, которую нельзя отменить только волевым решением, поскольку экономические структуры России десятилетиями создавались как монополии.
В-третьих, товарно-денежный обмен в России сильно затруднен несовершенством финансово-кредитных отношений (проблема обналичивания денег, кризис неплатежей и т.д.), а также высокими темпами инфляции.
В России малый бизнес пока весьма немногочисленен. Различными формами негосударственной предпринимательской деятельности занято сейчас несколько десятков тысяч фирм. Между тем, согласно экспертным оценкам, экономика такой страны, как Россия, начнет нормально функционировать в рамках рыночной системы только тогда, когда в ней будут действовать не менее 3 млн. фирм.
Они должны способствовать решению ряда экономических задач: во-первых, поддерживать конкуренцию, став рыночной альтернативой монопольным структурам; во-вторых, наполнить рынок товарами и услугами; в-третьих, создать новые рабочие места, смягчая проблему нарастающей безработицы; в-четвертых, сформировать предпринимательский слой, предоставляя людям возможность проявить и реализовать свои предпринимательские способности. Все это многообразие задач делает развитие малого предпринимательства в России одним из важнейших направлений экономической реформы.
Основная трудность организации и функционирования малого бизнеса в России заключается в проблеме его финансирования. Большие капиталы стремятся влиться в крупные экономические структуры. Небольших же накоплений, как правило, недостаточно для создания собственного дела. В связи с этим малый бизнес более или менее развит только в торгово-закупочной и посреднической деятельности, которая обеспечивает довольно быстрый оборот капиталов и временно снимает финансовую проблему.
Следующая трудность для малого бизнеса (как и для всей российской предпринимательской деятельности) - это высокие налоги. Опыт развитых стран показывает, что поддержка малого предпринимательства немыслима без особых налоговых льгот, особенно если оно осуществляется в таких тяжелых экономических условиях, как в России, и практически с нуля. Высокие налоги совместно с инфляцией лишают малые фирмы возможности расширять, а то и просто поддерживать свое производство.
Специфической проблемой малого бизнеса в России является его правовая незащищенность. Выражается она в невозможности для мелких фирм пробиться через бюрократические препоны, а то и в прямых актах агрессии и насилия по отношению к мелкому предпринимателю. В связи с этим достаточно уютно чувствуют себя только те фирмы, которые имеют "крышу", т.е. имеют более крупного экономического или бюрократического покровителя. Иными словами, нарушается принцип частной автономии и свобода принятия экономических решений.
Итак, развитие предпринимательской деятельности в России - сложный и противоречивый процесс, имеющий ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать.
По данным Торгово-промышленной палаты РФ, в настоящее время отечественный малый бизнес становится главным источником стабильных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Сегодня вселяет определённый оптимизм выдвинутая государственной властью инициатива защиты интересов малого и среднего бизнеса и свободы экономической деятельности. Образное выражение Д. А. Медведева «не надо кошмарить бизнес» стало крылатой фразой в предпринимательской среде'. «Кошмарить» предпринимателя могут лишь те, у кого в руках есть административные рычаги и властные полномочия. А кто сможет оградить бизнес на местах от давления чиновников, ослабить бюрократический нажим на предпринимателей, осуществить эффективный надзор за соблюдением прав предпринимателей? Конечно, органы прокуратуры, и генеральным прокурором РФ было поручено прокурорам регионов обеспечить защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, особенно среднего и малого бизнеса. При этом им строго указано, что любое их вмешательство должно быть обоснованным.
В качестве основной цели развития малого предпринимательства следует ставить формирование так называемого среднего класса, причем в короткие сроки (доля «среднего класса», по словам президента РФ Д. А. Медведева, должна к 2020г. достичь 60 - 70% населения). Сделать это без интенсивного развития малого бизнеса вряд ли возможно.
Развитие малого предпринимательства в России является одним из важнейших направлений экономической реформы, так как они должны способствовать решению ряда экономических задач: во-первых, поддерживать конкуренцию, став рыночной альтернативой монопольным структурам; во-вторых, наполнить рынок товарами и услугами; в-третьих, создать новые рабочие места, смягчая проблему нарастающей безработицы; в-четвертых, сформировать предпринимательский слой, предоставляя людям возможность проявить и реализовать свои предпринимательские способности. Вопрос по государственной поддержке остается на повестке дня правительства РФ.
Авторы:
С.Р. Зайнакова, А.А. Рабцевич
Россия, Уфа, Башкирский государственный университет, экономический факультет
Литература:
1. Булатов, А.С. Экономика: учебник / А.С. Булатов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2008. – 896 с.
2. Видяпин, В.И., Добрынин, А.И. и др. Экономическая теория: учебник / В.И. Видяпин, А.И. Добрынин и др. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 672 с.
3. Ефимова, Е. Г. Экономика / Е.Г. Ефимова. – М.: Флинта, 2008. – 392 с.
4. Череданова, Л.Н. Основы экономики и предпринимательства / Л.Н. Череданова. – М.: ПрофОбрИздат, 2008. – 176 с.
5. Алклычев, А.М. Малый и средний бизнес: есть ли перспективы? / А.М. Алклычев // ЭКО. – 2009. – № 4. – С. 107 – 113.
6. Буров, В.Ю. Теневая деятельность малых и средних предприятий / В.Ю. Буров // ЭКО. – 2008. – № 4. – С. 67 – 74.
7. Сидорчук, Р.Р. Некоторые проблемы малого бизнеса / Р.Р. Сидорчук // ЭКО. – 2009. – № 1. – С. 174 – 187.
8. Царев, И.Г. Малое предпринимательство – дело за малым / И.Г. Царев // ЭКО. – 2007. – № 1. – С. 111 – 125.